это был вечер, который Лорис Кариус никогда не забудет – и не в хорошем смысле. Голкипер "Ливерпуля" совершил две громкие ошибки в финале Лиги чемпионов прошлого сезона против мадридского "Реала", когда команда Юргена Клоппа потерпела поражение со счетом 3: 1 в Киеве. С тех пор он не играл за клуб ни одного конкурентоспособного матча, отдав его в аренду "Бешикташу", поскольку "Ливерпуль" потратил большие деньги на приобретение бразильского голкипера Алиссона Беккера из "Ромы".
Даже сейчас Кариус, возможно, не полностью осознал масштаб своих ошибок. Ошибки немца транслировались по всему миру в самой большой клубной игре сезона, и он мгновенно стал объектом неумолимых острот Интернета. Засыпая в ночь перед финалом, он, вероятно, мечтал стать героем "Ливерпуля", отталкивая Криштиану Роналду и ко. в основное время или сохранение решающего пенальти в серии буллитов. Вместо этого вечер 26 мая превратился в кошмар для тогдашнего 24-летнего мужчины.
“Наблюдая за этой игрой, вратарь [Кариус] проявлял реальные признаки стресса и потери концентрации на ранней стадии”, - говорит Фил Джонсон, спортивный психолог, работавший в ряде ведущих европейских клубов, включая "Монако".
Но что же тогда заставляет его совершать ошибки, которые при обычных обстоятельствах он бы просто не допустил? Представьте себе камеру, сканирующую поле. Это описание концентрации, потому что ваш мозг стремится к чему – то, но в ту минуту, когда вы сосредотачиваетесь и это занимает ваше внимание, это похоже на увеличение масштаба- вы абсолютно сосредоточены и сосредоточены.
- Это динамическое состояние, в котором нужно оставаться. Поэтому, когда что-то вроде свистка судьи нарушает этот фокус, это отвлекает вас от природы. Следующее, что осознает Кариус, - мяч летит к нему, но вместо того, чтобы поймать его, он отбрасывает мяч в дальнюю часть сетки. И все спрашивают: "Как это случилось?"”
Объяснение Джонсона делает неудачи Кариуса простыми, но сам человек, возможно, изо всех сил пытался понять, что произошло – и почему – сразу после этого. Его позиция на поле значима и в этой истории: игроки совершают ошибки в каждой игре, но в качестве последней линии обороны вратари наказываются – и таким образом запоминаются – гораздо чаще.
Поэтому дробовики должны научиться справляться с невзгодами. Однако это легче сказать, чем сделать, особенно когда ставки так высоки, как в таких матчах, как финал Лиги чемпионов. Более того, странные ошибки, подобные той, которая привела к первому голу Карима Бензема, могут привести к самоисполняющемуся пророчеству, в котором игрок, скорее всего, совершит дальнейшие ошибки именно потому, что он уже сделал одну. Преодолеть это мышление трудно, особенно в разгар момента.
“Когда вы думаете о повторении ошибки, потому что вы не хотите делать это снова, все, что ваш мозг говорит: "Не делай этого, не делай этого, не делай этого",” говорит Джонсон.
“Это как если бы вы были на вершине горы, совсем один, с трассой для скоростного спуска, шириной в один километр, перед вами. На холме больше никого нет, только это дерево, которое находится в полукилометре отсюда, и я спускаюсь вниз, думая: "Я не попаду в дерево". Но я ударился о дерево. Вместо того чтобы избегать этого, наш мозг фокусируется на том, что мы не хотим делать так сильно, что это заставляет нас делать это.
“Когда мы возврачаемся к этой ситуации, наш мозг и физическое тело помнят все. То, что мы помним, подсознательно, и наши действия в этих воспоминаниях становятся автоматизированными, как дыхание. Таким образом, Кариус, возможно, думал: "Я был в игре с высоким давлением три года назад, отдал пенальти, и мы проиграли". Если он думает о чем-то подобном, его тело уже реагирует на это, точно так же, как лыжник. Это обездвиживает.”
Не будет преувеличением сказать, что одна-единственная ошибка отрицательно сказалась на карьере. Многим игрокам трудно отскочить назад, особенно если инцидент произошел в громкой обстановке. Другие способны оправиться от экстремальных реакций – Дэвид Бекхэм является одним из примеров национальной клеветы, которую ему пришлось пережить после его вылета против Аргентины на чемпионате мира 1998 года,- но многое зависит от индивидуального состава. С четырьмя характеристиками травмы, такими как гипервозбуждение, онемение, вторжение и избегание, подсознательный путь игрока может иметь решающее значение для того, что произойдет дальше.
“Для меня пенальти Джона Терри за” Челси "[в финале Лиги чемпионов 2008 года против "Манчестер Юнайтед"] интересен тем, что он не получал другого пенальти в течение 18 месяцев после этого", - говорит Джонсон.
“В этом примере вы видите избегание: избегание ситуации, места, человека или события, чтобы вы не воспроизводили ту же ситуацию, которая привлекла к вам внимание сотен миллионов людей. Мы знаем, что Джон Терри-невероятно жесткий персонаж, и даже он не смог справиться с этим в течение некоторого времени.
“У вас могут быть навязчивые сообщения в вашем уме, вместо того, чтобы сказать "не испортите", или неприятное чувство в животе, которое вы продолжаете подавлять, чтобы подавить нежелательные негативные эмоции. Четвертая характеристика-это гипервозбуждение, которое заставляет ваш мозг выделять кортизол, адреналин и другие гормоны в ответ на бегство или борьбу, то есть симпатическую нервную систему, которая управляет энергией, необходимой вам для бега, остановки или борьбы. Важно понимать, что именно в производительности мы потенциально наиболее уязвимы.”