Дайте ребенку то, что ему нужно, и он с удовольствием одарит вас тем, что хотите от него вы.(С)
Все знают, что дети любят соревноваться. Делают это искренне, самозабвенно и с азартом.
Лет до 10-12 точно!
И все знают, как часто дети не хотят уходить с прогулки, не хотят ложиться спать, как долго они могут сидеть над тарелкой, как не хотят убирать за собой постель, разложенные игрушки и т.д.
Просьбы, уговоры, увещевания работают редко. И не регулярно. Конкретный «наезд» в повышенном тоне бывает поначалу эффективен, но, став привычным, и этот способ теряет силу. Да и многие родители не любят наблюдать себя в образе «вышел из себя».
И что же делать?
Как всегда, нас выручает ИГРА!
Игра позволяет не давить на ребенка, а побуждает его захотеть делать то, что сейчас нужно. При этом, он может даже не осознавать, что делает то, чему 5 минут назад сопротивлялся. И все довольны!
Если детей двое или больше, то все упрощается. Главное – правильно расставить акценты!
Достигательность – это соревнование с самим собой. Стремление достичь желаемого результата.
Наша задача правильно озадачить ребенка. Чтобы он не озадачивал нас)))
Предложите ребенку игру на достижение цели, поставьте ему достижимую цель и назначьте награду.
Любое соревнование должно иметь очки, баллы или призы. Сегодня, когда я предложила игру, девочка 8 лет спрашивает: а что я получу от этих баллов?
Если вы знаете, что хочет ваш ребенок, вы легко придумаете чем обналичить баллы.
И так:
способы завлечь и замотивировать ребенка, используя его естественное стремление к соревнованию и победе.
1. Таймер.
Я как-то случайно выяснила, оперативным путем, что очень многие деть любят таймер. Экспериментировала с детворой от 4 лет до 8 лет. Но, думаю, возрастной диапазон шире.
Звук таймера, сообщающего о том, что время истекло, имеет магическое влияние: ребенок ему не сопротивляется. А принимает как руководство к действию.
И, главное, стремиться этот звонок обогнать.
Например: закончить складывать игрушки, застилать постель, складывать свои вещи, одеваться раньше, чем прозвучит сигнал.
Просто надо задать правильный вопрос: кто раньше, ты или таймер? Время надо выставлять здравое.
Некоторым детям таймер помогает не отвлекаться во время еды. Особенно, если ребенок уже знает цифры и понимает сколько осталось.
Наш девиз во время еды: БЫСТРО – ЭТО НЕСПЕША, НО БЕЗ ПЕРЕРЫВОВ.
Еще мы используем таймер, когда ребенок тормозит с началом какого-то занятия….тянет время.
Диалог:
Ты уже готова идти?
-Нет.
- Тебе еще нужно немного времени?
- Да.
- Ладно. У тебя есть еще 3(5) минут. Ставим таймер. Когда он будет звенеть, тебе уже нужно быть на месте (например, сидеть за столом, или быть в прихожей) Подходит?
-Да!
Конечно, если ваши дети проявляют высокую самоорганизованность, то вам это и ни к чему. Может быть. А, может и не быть.
Ведь это ИГРА! А игра лишней никогда быть не может!
2.Веселые достигательно-соревновательные задания.
А. Зима. Горка. Ледянка.
Способность видеть жизнь детскими глазами - это радость для себя и опора для ребенка(С)
Иногда, когда мы с Марго гуляем днем, во дворе нет детей. Она умеет занять себя сама, но, иногда начинает ныть: почему никого нет?!
Вот на этом этапе надо помочь ребенку заняться чем-то интересным и активным вместо нытья и сиденья на лавке. И это наша ответственность.
1. Просто так кататься, без подружек, не интересно, а с заданиями - с удовольствием!
Задание: Съехать с горки достигнув какого-то рубежа( можно отметить рубеж любым доступным способом: начертить линию, выложить куски льда, и др.
Зарабатываешь баллы.
За каждую победу получаешь 10 баллов.
10 баллов - это 5 минут дополнительного времени прогулки. Использовать можешь, когда захочешь.( У нас есть тема: когда пришло время идти домой, ребенок каждый раз молит: можно еще 5 минут? А потом еще 5 и т.д.))) А тут она имеет свое законное, собственное время!!)))
О! Вы бы видели с каким энтузиазмом ребенок стремится к достижению цели!! И весело и прибыльно!
Заработав 15 минут времени, данное задание надоело.
Следующее: двумя крупными ледышками устанавливаем ворота ближе к концу горки. Ширина – немного шире ледянки.
Задача – вписаться в ворота и не сбить ледышку. Ну, и, естественно, баллы, минуты.
Обналичивать баллы можно чем угодно, но, лучше не материальным. Здесь надо придумать то, что ценно для ребенка.
2. Если надо куда-то пройти, и вы не спешите, а ребенок идти не хочет.
Задание:
Спинные глаза .
Взрослый: - У тебя есть глаза на спине?
- Ты что?! Глаза же на лице!
- А у меня есть!
-Покажи!
Поворачиваюсь к ней спиной.
Там нет никаких глаз!!
- Есть. Только они невидимые. Хочешь покажу как они видят?
Поворачиваюсь и иду спиной вперед.
Ребенок: - А у меня есть там глаза?
- Есть.
- А ты их видишь?
- Нет, конечно! Они же невидимые!
Как правило, после подобных диалогов, ребенок обязательно захочет проверить свои спинные глаза.
И вот, он уже с удовольствием движется спиной вперед в заданном вами направлении. Все довольны.
Лучше указать конкретный объект, до которого надо дойти. Здесь, главное – начать движение!
Подобного рода игры можно придумывать на месте, по ходу дела.
Игра позволяет не давить на ребенка. Наша задача, чтобы он сам захотел делать то, что сейчас нужно.
Живи как Амели, на миллиметр от земли - мой любимый слоган. А дети все время так живут. И не спешите их заземлять. Еще успеют!(С)
3. Кто сильнее?
Каждый ребенок хочет быть сильным.
Только это не про силу тела.
Я использую этот вопрос в случаях, когда ребенок отвлекается от занятий, или от еды на какой-то предмет.
Ребенок: - Он меня отвлекает!
- Он не может ничего сделать пока ты на это не согласишься.
Это же просто предмет!
Человека нельзя отвлечь. Он может отвлечься.
Он проверяет, кто из вас сильнее: ты или он(предмет, игрушка).
Кто управляет твоим вниманием тот и сильнее!
- Я сильнее! – заявляет ребенок, и переводит взгляд на то, чем был занят!
Он охотно соревнуется с предметом за правообладание своим вниманием!
И эта способность, окажет ему очень большую услугу, когда, став взрослым, он захочет научиться управлять собой.
Прим. Если во время занятий ребенок улетает мыслями сидя над тетрадкой, то нет ничего вреднее и бесполезнее привычных слов: "Не отвлекайся!"
Лучше заменить их на вопрос: Ты где сейчас?
P.S.Если вы хотите опробовать описанный выше креативный подход, но не получается придумать игру – пишите в комментариях ситуацию. Что-нибудь придумаем вместе!
Здесь вы можете увидеть картины чудесной белорусской художницы АННЫ СИЛИВОНЧИК. Она, уж точно, умеет видеть мир глазами ребенка!