Найти в Дзене
Аква-Космос

Как снимались сцены с акулами для «Челюстей»

Валери Тейлор одной из первых сняла на плёнку больших белых акул в их среде обитания и ныряла с ними без клетки. Вместе со своим мужем Роном она принимала участие в создании первых документальных фильмов о больших белых акулах, а Стивен Спилберг пригласил её на съемки блокбастера 1975 года « Челюсти».

В наши дни Тейлор пытается обеспечить защиту большим белым акулам и остальному морскому миру, работая активистом и защитником природы, и эта работа принесла ей Орден Австралии.

Ниже Тейлор описывает свой первый опыт в воде с большой белой акулой и каково было снимать эти эпизоды для «Челюстей». Её история для ясности отредактирована и сокращена.

Валери Тейлор
Валери Тейлор

Я научилась нырять с аквалангом у берегов Австралии вместе с мужем Роном, и нашим первым увлечением была подводная охота. В конце концов мы стали чемпионами страны в этом виде спорта, пока оба не решили уйти – после того, как выиграли титулы.

Когда я занималась подводной охотой, вокруг всегда были акулы, потому что они интересовались рыбой, которую я ловила. Обычно я просто отдавала им улов – или уплывала, когда они подходили слишком близко.

Впервые я увидела большую белую акулу в воде, когда была в клетке в Австралии. Это было всё равно что увидеть подводный товарный поезд, выходящий из тумана. Она поплыла прямо к клетке и врезалась в неё. Я помню, как подумала: «Ого, какой зверь»». Это было воплощение дикого животного и высшего хищника.

Мы с Роном начали снимать великолепных больших белых одними из первых, и режиссер Питер Гимбел увидел одну из наших пленок. Это было в начале 70-х, и он решил пригласить нас для своего полнометражного документального фильма «Голубая вода – Белая смерть». Оператор следовал за нами во время некоторых наших погружений и освещал работу, которую мы делали в то время с акулами.

Это увидели два кинопродюсера, Ричард Занак и Дэвид Браун, которые прислали нам гранки нового сценария под названием «Челюсти». Они спросили нас, получится ли из этого хороший фильм. Мы оба прочли сценарий и подумали: «Да!» Это было очень интересно, не говоря уже о том, что мы видели в нём работу для себя, так что это помогло мотивировать дать положительный отзыв.

Валери Тейлор
Валери Тейлор

Как только начались съемки фильма, они сразу же наняли нас. Они разумно решили снять живую акулу, прежде чем снимать остальную часть фильма, потому что было бы намного проще настроить актерские сцены, чем изменить то, что делали настоящие акулы. Мы наняли Родни Фокса, который был ныряльщиком за морскими ушками, чтобы он поехал с нами на съемки. Он управлялся с приманками и помогал с другими лодочными работами.

Мы решили остаться на знакомом месте в Южной Австралии, недалеко от Опасного рифа, чтобы отснять нужный материал. Это был район, облюбованный большими белыми акулами. Их привлекало туда огромное количество обитавших там морских львов. У Рона была под рукой большая плёночная камера, и именно с её помощью мы наснимали нужные кадры.

Акула в фильме должна была быть длиной 25 футов (7,6 м), а акулы на рифе были ближе к 15 или 16 футам (4,5–4,8 м). Поэтому, чтобы сохранить пропорции, мы вышли на очень маленькой лодке, построили маленькую клетку, защищенную от акул, и наняли актёра низкого роста. Уже на борту мы узнали, что он не умеет нырять, и боится находиться рядом с акулами. В этот момент снаружи клетки скользили три огромные белые.

Мы не хотели никого загонять в клетку, и хорошо, что этого не сделали, потому что внезапно огромная 16-футовая большая белая самка застряла в сетке, которая была привязана к клетке. Акула начала метаться, сетка оторвалась от борта лодки и упала в море. Клетка была разрушена – явно она не была так хорошо защищена от акул, как думали мы.

Если бы этот актёр был в клетке, когда это произошло, он бы погиб. Нам повезло, что он так сопротивлялся. Нам ещё больше повезло, что Рон уже был в воде и снимал. Я перебежала через лодку, схватила вторую камеру и тоже начала снимать сверху. Это стали одни из самых невероятных кадров с акулами, которые когда-либо видели, поэтому, конечно, студия была счастлива.

Тейлор с аниматроником «Брюс»
Тейлор с аниматроником «Брюс»

Они переписали сценарий, чтобы вставить в него акулу, разбивающую клетку, потому что это довольно драматичный эпизод, и было бы глупо его не использовать. Во время этих поездок мы сняли много замечательных кадров. Там было много больших акул, и было много замечательного – что мы называли «боевыми действиями». Каждый раз, когда вы видите в фильме большую белую акулу, это большая белая австралийская акула, играющая роль американской большой белой акулы.

Наша работа не закончилась съемками с акулами. Рон ездил в Америку, чтобы встретиться со Стивеном Спилбергом и помочь им построить Брюса, так они прозвали механическую акулу-аниматроника, играющую роль Челюстей. В конце концов студия отправила нас обоих в Мартас-Винъярд, чтобы мы посмотрели декорации и познакомились со всеми актёрами. Я сошлась с ними довольно близко, а Рой Шайдер часто сидел с нами на пляже, когда мы изображали статистов. Он очень интересовался морским миром.

Фильм стал очень успешным, что было хорошо, но мы были немного напуганы тем, как некоторые люди отреагировали на фильм. Они стали бояться воды. Они стали ужасно бояться акул. Одна женщина даже сказала мне, что боялась залезть в ванну после того, как посмотрела «Челюсти». Мне это показалось нелепым. Вы не едете в Нью-Йорк и не беспокоитесь о Кинг-Конге, висящем на Эмпайр-Стейт-Билдинг, потому что это вымышленная история. Точно так же вы не выходите на лодке в океан и не беспокоитесь о Брюсе.

Самая большая акула, которую я когда-либо видела в океане в Австралии, была, вероятно, около 20 футов (6 м) в длину, и мы прозвали её Большой Мамой. Но на протяжении всей жизни я убедилась, что акулы не хотят есть людей. Меня саму укусили четыре раза, но после этого я всегда смогла вырваться. Они не ищут нас, но на них охотятся как на трофеи.

Большие белые акулы – важная часть подводной экосистемы, и грустно видеть, как их убивают без всякой причины. Они размножаются медленно, и их численность уже невелика. Я не видела ни одной акулы размером с ту, что была у нас, когда мы снимали фильм. Вот почему я посвятила свою жизнь тому, чтобы защитить их. Я надеюсь, что люди откроют свой разум и помогут спасти этих огромных диких животных.

  • Изображения из открытого доступа. Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram . Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!