В общих словах:
Х5 Retail Group — ведущая мультиформатная компания современной розничной торговли — создает, развивает и управляет портфелем брендов сетевых магазинов, стремясь удовлетворить все группы российских покупателей.
Акционерный капитал по состоянию на июль 2020 года:
Общее число акций - 67 893 218 шт., что эквивалентно - 271 572 872 ГДР:
- 47,9% - CTF Holdings S.A. - холдинг, входящий в консорциум "Альфа-групп". У него 3 бенефициара - Фридман, Хан, Кузьмичев;
- 11,4% - Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust), фонд;
- 0,1% - директора компании;
- 40,6% - free - float.
География присутствия
У компании 3 вида физических магазинов:
- Пятерочка
- Перекресток
- Карусель
Поговорим о них подробней далее. X5 представлена в 7 из 8 Федеральных округах (кроме Дальневосточного). Однако в Сибирском ФО у компании есть только Пятерочки. На сегодняшний день числа такие:
- Пятерочек - 16,7 тыс. шт.
- Перекрестков - 933 шт.
- Каруселей - 56 шт.
Концепции магазинов и их характеристики.
Пятерочка
Крупнейшая по выручке сеть продуктовой розницы в России. Это магазин формата "у дома", ориентированный на низко- и среднеценовой сегмент рынка. Пятерочка предоставляет средний выбор продуктов, а покупать можно оффлайн (в самом магазине), либо заказывать доставку на дом.
Основной новостью по магазину является то, что с 2020 года начался ребрендинг. Все новые магазины должны открываться по новому стилю, а старые будут постепенно переделаны. Новый дизайн является более приятным и уютным. За 2020 год удалось обновить 2,1 тыс. магазинов, что составляет порядка 12% от всех.
У Пятерочки есть своя программа лояльности. Было выпущено более 175 млн. карт лояльности, а активно ими пользуются 37 млн. человек. Из всех покупателей Пятерочки 11% наиболее активных пользователей карт лояльности генерируют аж 39% выручки сети.
- Средний чек за год увеличился на 11,5% до 393,4 руб. Причем наибольший вклад в такой прирост внес 4 квартал.
- Торговая площадь к концу 2020 года составила 6,5 млн. м2, увеличившись на 9,5%.
- Сопоставимые продажи (без учета открывшихся и закрывшихся магазинов) выросли за год на 6,9% при продовольственной инфляции в 5,8%.
Чистая розничная выручка Пятерочки (в триллионах руб., в % к общей):
2017 - 1,0 трлн. (76,9%);
2018 - 1,2 трлн. (80,0%);
2019 - 1,4 трлн. (79,1%);
2020 - 1,6 трлн. (81,0%).
Карусель
Противоположный Пятерочке по концепции вид магазинов. Это гипермаркет с большим ассортиментом продукции в черте города. Как говорит сама компания, с развитием e-commerce и увеличением скорости жизни люди стали бережней относится к каждой минуте. В итоге они стали отдавать больше предпочтения маленьким магазинам у дома или доставке. В таких условиях крупные магазины в черте города становятся все менее популярными.
В связи с этим, X5 решила трансформировать Карусель. На сегодняшний день остается 56 магазинов сети. За год их число сократилось на 35 штук, 24 из которых были переделаны в Перекресток. 56 сегодняшних магазинов ждет либо закрытие, либо трансформация в Перекресток, либо сохранение, если результаты конкретного магазина будут хороши.
- Средний чек сильно вырос на 13,9% до 948,1 рубля.
- При этом количество покупок сократилось почти в 2 раза.
- Трафик покупателей в Карусель упал на 18,7%.
- Сопоставимые продажи упали на 7,7%.
Чистая розничная выручка Карусели (обратите внимание, не в триллионах, а в миллиардах руб.):
2017 - 89,0 млрд.;
2018 - 91,0 млрд.;
2019 - 87,0 млрд.;
2020 - 55,7 млрд.
Перекресток
Это нечто среднее по концепции между Пятерочкой и Каруселью. Формат супермаркета с широким ассортиментом в среднеценовом сегменте. Во-первых, стоит начать с бренда, который сильно укрепился на российском рынке. Не зря было решено переделывать Карусели именно под Перекрестки. В ходе тестирования такая трансформация не только удержала старых покупателей, но и смогла сгенерировать новых.
Перекресток также был подвергнут ребрендингу. Сейчас открываются магазины только в новом стиле, а старые переделываются сравнительно медленно. Обновленных версий Перекрестка сейчас, примерно, как и Пятерочек - 12%. По сути, многие элементы оформления у двух видов магазинов стали похожи - вывески с большими буквами, увеличенная яркость, просторная фреш-зона.
Кроме того, добавляются и совсем интересные вещи: раздел "Пекарня" с бОльшим ассортиментом собственной продукции, мини-кафе, где можно съесть что-то из Пекарни и выпить кофе, а также кассы самообслуживания. Х5, вообще, старается расширять категорию товаров ready-to-eat (уже приготовленные), что отражает общую проблему потребителей в крупных городах - нехватку времени на приготовление пищи.
Чтобы заработать больше на данной тенденции, Перекресток увеличивает набор собственных торговых марок (СТМ), к которым, в том числе, относится и категория ready-to-eat. Например, уже в 2019 год было отгружено 120 тонн продукции ready-to-eat в магазины Москвы. В целом же в выручке Перекрестка СТМ составили 7,9% в 2019 году. С программой лояльности у магазина послабее, чем у Пятерочки: всего было выпущено 34 млн. карт при 8 млн. активных.
- Средний чек за год увеличился на 17,3% до 624,6 руб. (в 4кв он вообще составил 650 руб.).
- Торговая площадь к концу 2020 года составила 1 млн. м2, увеличившись на 15,4% (у Пятерочки площадь в 6,5 раз больше).
- Сопоставимые продажи (без учета открывшихся и закрывшихся магазинов) выросли за год на 1,2% при продовольственной инфляции в 5,8%.
- Зато трафик в магазины сильно упал на - 14,6%. Это связано с пандемией.
Чистая розничная выручка Перекрестка (в миллиардах руб., в % к общей):
2017 - 187 млрд. (14,5%);
2018 - 231 млрд. (15,1%);
2019 - 273 млрд. (15,8%);
2020 - 321 млрд. (16,3%).
Онлайн-бизнес X5
Для начала пару слов об отечественном продуктовом онлайн рынке. Его доля мала: в 2019 году - 0,3% от всего объема рынка.
- У США - 2%
- У Германии - 0,8%,
- У Великобритании - 4,6%,
- У Южной Кореи - 14%.
Конечно, пандемия изменит цифры, но, так сказать, стартовые позиции были такими.
Более половины отечественного онлайн рынка занимают супермаркеты (X5, Ашан, Утконос), далее идут сервисы обычной доставки (12% рынка, это СберМаркет), экспресс-доставки (2% рынка - Я.Лавка, Самокат, Х5), онлайн-маркетплейсы (12% рынка - Озон, Беру) и другие каналы. Это данные за 2019 год. Пока статистики за 2020 нет, но по прогнозу, доля сервисов доставки, экспресс-доставки и маркетплейсов вырастет до 17% у каждого.
Теперь непосредственно о сервисах. У Х5 их сейчас 4 вида: Перекресток.Впрок, Экспресс-доставка, Около и 5Posts. Очень сложная система, поскольку бизнес быстро менялся в рамках одних и тех же сервисов. Но мы разобрались и сейчас обо всем расскажем.
Перекресток.Впрок
Это полноценный маркетплейс, который вырос из простой доставки из Перекрестка. Еще в 2017 году с открытием пилотной версии подразумевалось, что покупатель будет заказывать доставку из ближайшего магазина. Однако с ростом спроса компания решила разделить Перекресток.ру на две части: Впрок и Экспресс-доставку.
Разница в том, что П.Впрок - это сеть дарксторов (магазинов не для посетителей), из которых потребитель заказывает товары. Товаров много, поскольку это маркетплейс, они стоят дешевле, так как покупки идут на крупные суммы (типа мелкого опта), доставка, в основном, в тот же день. У сервиса отдельный сайт, домен и мобильное приложение.
Сейчас у Перекрестка.Впрок 5 дарксторов, на которые приходится 42 тыс. торговых наименований: 3 в Москве, по одному в Питере и Нижнем Новгороде. В одном заказе обычно 40-50 наименований товаров, средний чек составляет 4000 рублей, а бесплатная доставка для разных городов начинается от 1000 до 3000 рублей. Иными словами, Перекресток.Впрок - это большая закупка товаров на 1-2 недели, альтернатива поездке в гипермаркет на выходных.
О том, чем станет Перекресток.Впрок в будущем расскажем в отдельном посте про стратегию компании.
Чистая выручка Перекресток.Впрок (в миллиардах руб.):
2018 - 1,3 млрд.;
2019 - 4,3 млрд.;
2020 - 13,3 млрд..
Экспресс-доставка
Перекресток.Быстро, Пятерочка.Доставка, Около. Немного скомканной кажется нам система сервисов Х5. Если экспресс-доставка логично объединяет Перекрестки и Пятерочки, то у неподготовленного пользователя возникает вопрос: зачем тогда Перекресток.Впрок? Видимо, компания захотела воспользоваться силой бренда Перекресток, хотя логичней, по-нашему мнению, было бы придумать совсем иное название, ведь продукты доставляются не из Перекрестка, а из отдельных построек.
Еще странновато то, что для каждого сервиса есть свое мобильное приложение. Хотя сегодняшние тенденции указывают на то, что правильней, наоборот, сокращать их количество. Именно поэтому Х5 создала новый сервис - Около. Это единое приложение по экспресс-доставке товаров из Пятерочек, Перекрестков и Каруселей.
Будь то Около или отдельное приложение доставки (пока они сохраняются) выбор товаров уже не такой большой, как в Перекресток.Впрок, он привязан к ассортименту товаров, который имеет соответствующий ближайший магазин в данный момент времени. Сервисы позволяют рассчитывать на доставку в течение часа. Сервисы заработали только в 2020 году, а чистая выручка уже составила 6,1 млрд. рублей, составив чуть меньше половины от Перекрестка.Впрок.
5Post
Логистическая платформа (что-то похожее на постоматы). Внутри магазинов X5 ставится автоматизированный "шкаф", из которого можно забрать заказанную посылку из магазинов партнеров: Aliexpress, Ozon, Wildberries и других - либо же сделать это на кассе. Преимущество бизнес-модели в том, что такая система позволяет воспользоваться логистической инфраструктурой Х5. А к 2023 году 80 миллионов россиян смогут забирать посылки из любого магазина Х5.
Чистая выручка 5Post's (в миллиардах руб.):
2017 - не было;
2018 - не было;
2019 - 0,03;
2020 - 0,7.
Какие цели ставит перед собой компания X5 Retail Group?
- Открытие нового формата магазинов - Чижик. Это небольшой магазин с ярким желтым оформлением. По ценовой политике это будет жесткий дискаунтер, то есть ценовая ниша - [Low - Mid-] (низкая и низкая средняя). Это будет обеспечено не за счет продаж уцененных или низкокачественных товаров, а собственных торговых марок. В целевой модели их количество должно составить 60% от всех товаров сети.
Кроме того Чижик будет магазином небольшой площади - до 200-250 м2, а также будет предлагать очень мало товаров. SKU (количество торговых наименований) будет составлять всего около 800 штук. В 2021 году планируется открыть 40-45 таких магазинов в основном в Москве и Подмосковье. - Рост предложения формата готовой еды (ready-to-eat) во всех магазинах. Мы уже говорили, что Х5 отмечала тенденцию на рост спроса в данной категории. По этой причине компания активно старается занять данный рынок, ведя переговоры с поставщиками и производя что-то самостоятельно. В 2019 году категория составляла 0,4% от выручки в Пятерочке и 3,6% в Перекрестке. Х5 собирается к 2023 году довести показатель у Пятерочки до 3,7% (рост в 9 р.), у Перекрестка до 8,5% (в 2,5 р.) от общей выручки.
- Приближение к покупателю. Х5 создаст цифровую медийную платформу с сервисами о еде, чтобы стать ближе к потребителю. Также все покупатели (Перекресток.Впрок, Около и другие) будут объединены платформой X5-ID - единая авторизация для всех пользователей на всех сервисах. Ее апогеем станет создание подписки в текущем году.
- Цифровая трансформация. С 2021 года EBITDA должна увеличиться на 20 млрд в год за счет ряда цифровых новшеств. Х5 будет активно внедрять большие данные и ИИ для мониторинга конкурентов и клиентов; для автоматизации внутренней системы логистики будет создана специальная платформа, которая будет следить за 98% рейсов и почти 8000 водителями. В массовом порядке также будут внедряться кассы самообслуживания.
- К 2023 году доля на рынке продуктовой розницы должна составить 15% (сейчас 11%), а в онлайн продуктовой рознице - 20%. Доля выручки от цифровых бизнесов должна составить 5%, а к 2030 году - 20%.
- Перекресток.Впрок будет трансформирован в MFSG маркетплейс. Он будет строиться вокруг потребности людей в свежих продуктах и товаров, комплиментарных им. Это будут детские товары, зоотовары, бытовая химия и другие хозяйственные товары. Увеличивать количество дарксторов можно за счет закрытия Каруселей.
- Экспресс-доставка. Как мы уже сказали, у компании много приложений и видов доставки из Пятерочки, Перекрестка и уже Чижика. Чтобы решить проблему излишеств Х5 создала локального доставщика - Около. Для дальнейшего развития экспресс-доставки компания начала создавать небольшие дарксторы (у Пятерочки 7 штук). Около становится полноценным конкурентом Самоката от Сбера. Сейчас к сервису подключено 700+ магазинов в 13 городах.
- Сейчас средний чек в сервисах экспресс-доставки для Пятерочки - 1500 руб (в оффлайне - 400 руб.), для Перека - 1700 руб (в оффлайне - 640 руб.). Вес заказа, в среднем, - 10-12 кг. Иными словами, как мы и говорили, клиенты не понимают разницу между сервисами Впрок и Экспресс. По замыслу, во Впроке покупатель должен закупаться на 2 недели, а в Экспрессе - докупать срочно нужные товары. Но потребитель не дурак, он хочет побыстрее и побольше, поэтому заказы такие тяжелые.
- В перспективе Около будет доставлять товары не только из магазинов Х5, но и из других сетей. Более того, сервис сможет доставлять еще и заказы из местных ресторанов и кафе. Это также отражается в новом тренде "где живу, там и работаю". Курьерам не нужно будет ездить по всему городу: в их ведении будет конкретный район, в котором они могут как раз проживать.
Финансовый анализ
Везде, где вы увидите приставку (9м) - это сравнение финансовых результатов компании за 9 месяцев 2020 года с финансовыми результатами за полные отчетные годы предыдущих периодов.
NWC
2017: (-104.902)
2018: (-120.363)
2019: (-188.819)
Рабочий капитал снижался 3 года подряд. С каждым годом краткосрочные обязательства росли быстрее оборотных активов.
Current ratio
2017: 0,60
2018: 0,59
2019: 0,49
Текущая ликвидность также находится на низком уровне. Хоть это и специфично для отрасли, динамика нас не радует. За 3 года компания становилась менее финансово устойчивой.
Quick ratio
2017: 0,16
2018: 0,13
2019: 0,09
С быстрой ликивдностью дела обстоят также. Большую часть оборотных активов занимают запасы, что и логично, но опять же, негативная динамика говорит о снижении ликвидности компании. Финансовая отчетность за 2020 год выйдет только в марте, возможно, эти показатели вырастут.
Debt ratio
2017: 0,72
2018: 0,73
2019: 0,89
Общая задолженность компании также растёт и негативно сказывается на финансовой устойчивости.
Net debt/EBITDA
2017: 1,73
2018: 1,70
2019: 3,28
Мультипликатор за 2019 год вырос почти в 2 раза, что говорит о большой доли кредитов у компании, а также их увеличении.
Revenue
2017: 1.265.008
2018: 1.532.537
2019: 1.734.347
2020: 1.449.266 (9м)
Growth of revenue
2017: 25,28%
2018: 18,34%
2019: 13,17%
2020: (-16,44)% (9м)
Х5 получает триллионы рублей в год, и рост выручки выглядит хорошим, постоянно растущим. Очевидно, что за весь 2020 год общая выручка превзойдёт прошлогодние значения.
Net income
2017: 31.394
2018: 28.642
2019: 19.507
2020: 26.614 (9м)
Growth of net income
2017: 40,84%
2018: (-31,89)%
2019: (-31,89)%
2020: 36,43% (9м)
А вот с чистой прибылью ситуация похуже. Рост хаотичен, но уже за 9 месяцев 2020 года компания заработала на 36% больше, чем за весь 2019 год. Ожидаем большой рост чистой прибыли по итогам 2020 года.
Profit margin on sales
2017: 2,42%
2018: 1,87%
2019: 1,12%
2020: 1,84% (9м)
Как вы уже могли заметить, до чистой прибыли доходит мизерная часть выручки. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой отрасли, но опять же, посмотрите на динамику. Пока что Х5 не смогла вернуть маржу до уровней 2017 года. Складывается впечатление, что компания слабо работает над оптимизацией издержек и пытается брать только объёмами.
Однако стоит учитывать, что Х5 постоянно открывает новые магазины, рестайлит старые, закупает новое оборудование и пытается внедрить постоянно новые сервисы. Безусловно, на это тратятся огромные суммы, но наш взгляд, за столько время существования, можно было бы улучшить данный показатель.
Payout ratio
2017: 68,76%
2018: 87,27%
2019: 153,77%
2020: 75,13% (9м)
На дивиденды Х5 направляет большую часть своей чистой прибыли, что является хорошим знаком для дивидендных инвесторов.
Хотим сказать, что отдел IR у Х5 работает очень оперативно. Мы не смогли сначала найти финансовую отчетность за 9 месяцев 2020 года. Поэтому мы написали лично Х5, попросив предоставить нам ссылку на данную отчетность. Х5 очень быстро ответили. Спасибо Х5 за оперативность.
Growth of assets
2017: 19,38%
2018: 8,06%
2019: 75,96%
2020: 3,69% (9м)
ROA
2017: 11,12%
2018: 9,89%
2019: 10,60%
2020: 7,76% (9м)
Рентабельность активов находится на достаточно хорошем уровне для своей отрасли. Хоть рентабельность и хаотична, находится примерно на одном уровне.
Growth of equity
2017: 24,72%
2018: 4,44%
2019: (-29,56)%
2020: (-2,96)% (9м)
ROE
2017: 19,81%
2018: 17,31%
2019: 16,74%
2020: 23,53% (9м)
Несмотря на снижение капитала в 2019 году, эффективность использования капитала снижалась на протяжении 3-х лет. Это вызвано одновременным снижением чистой прибыли, что повлияло на рентабельность, хоть и не в большой степени. Тем не менее, негативная тенденция закончилась, и рентабельность выросла на 7% за 9 месяцев 2020 года. И тут сыграло уже 2 противоположных фактора: капитал снизился меньше, чем за предыдущие годы, а чистая прибыль, наоборот, выросла в большем объёме.
FCF
2018: 37.964,20
2019: 197.813,40
Свободный денежный поток увеличился на 150 миллиардов. Хоть это и было год назад, можем сказать, что у Х5 много средств для экспансии и выплаты дивидендов. За 9 месяцев 2020 мы не смогли рассчитать FCF, так как Х5 не раскрывает информацию по амортизации и капитальным затратам в текущей отчетности.
WACC=7,99%
WACC находится на высоком уровне, но ниже ROA, что говорит об эффективности работы компании.
Q ratio=6,29
Коэффициент Тобина находится очень высоко для российского рынка. В среднем у российских компаний этот показатель колеблется от 1,2 до 2,7. У Х5 капитализация в 6 превышает балансовую стоимость. По выходе отчетности мы ожидаем снижение этого показателя.
В финансовом анализе сравнивается отчетные периоды за полные 2017-2019 и 9 месяцев 2020 года.
Анализ ценной бумаги
E(M)=0,31%
st=3,77%
Средняя недельная доходность находится на среднем уровне при достаточно низком уровне риска.
beta=0,73
Бета находится на уровне выше среднего. Тем не менее акции Х5 растут медленнее рынка в момент их синхронности.
correl=0,34
Корреляционный анализ показал очень низкую зависимость акций Х5 от индекса МосБиржи, что может послужить хорошей диверсификацией портфеля.
Min=1382
Max=3070
CurrP=2618,5
В настоящее время акции Х5 находятся в 14% от их исторического максимума. Пока что все инвесторы рассчитывают на сильную отчетность за 2020 год из-за роста спроса во время пандемии.
TSR=28,19%
km=4,92%
Текущая доходность Х5 за 2020 год почти на 25% выше рынка, что является очень высоким результатом для российского рынка.
MAR
2018: 87,46%
2019: 101,17%
2020: 122,17%
Market adjusted return сравнивает доходности акций и рынка и показывает заинтересованность менеджмента в росте котировок. У Х5 второй год подряд акции переиграли рынок, показывая рост доверия инвесторов к бумагам.
Сильные стороны компании и позитивные факторы для нее:
- Сильный бренд. Согласно исследованию BCG и “Ромир” Пятерочка оказалась самым популярным брендом у россиян за пандемию. Перекресток попал на 12 позицию. Да, некоторые наши подписчики написали негативные отзывы о работе с компанией как с партнером. Однако, с точки зрения потребителя, X5 - это отличный магазин, предлагающий хорошее соотношение цены-качества.
- Высокая доля рынка. У Х5 11,5% доля российского рынка ритейла. Конечно, компания не собирается останавливаться на этом. Но в некоторых регионах уже достигнут "потолок", разрешенный ФАС, поэтому с 2021г. компания снижает темпы открытия новых магазинов. Это говорит о том, что капитальные затраты будут снижаться, а акционеры могут рассчитывать на более высокий возврат от инвестиций в компанию.
- Сильные позиции на онлайн-рынке. Х5 одной из первых на российском рынке начала развивать данную сферу. Это дало определенные козыри с точки зрения наладки логистики, набора клиентской базы, готовности всех систем к пандемии. В любом случае, невозможно с самого начала сделать прибыльный сервис. Х5 ожидает, что в текущем 2021 году Перекресток Впрок выйдет на положительную EBITDA. То же самое относится к 5Post, а для экспресс-доставки подождать придется дольше - до 2023г.
- Расширение профиля бизнеса. Если раньше Х5 была просто ритейлером, сейчас она активно растет в онлайне и создает собственный маркетплейс. Кроме того, открывается новый формат, о котором мы уже упомянули, - Чижик. Х5 с развитием агрегатора "Около" выходит за рамки своего традиционного бизнеса: подключение сторонних организаций к платформе может дать дополнительные прибыли от комиссии.
Также мы уже писали о веб-платформе, посвященной здоровому питанию. В общем, видно, что X5 тоже стремится к некоей экосистеме, только построенной вокруг еды. - Расширение на Восток. Напомним, что Х5 до сих пор не представлена в Дальневосточном ФО, а в Сибирском у нее всего 900 Пятерочек (Переков и Каруселей нет). Почему так? В первую очередь, проблема в логистике: нужно искать местных поставщиков, а это равносильно созданию новой компании. Во-вторых, население. В ДВФО живет всего 5% населения страны, а в СФО - 11,6%.
Тем не менее даже такая небольшая численность не мешает начать открывать Пятерочки или Чижики. Согласно стратегии, компания собирается к 2023 году выйти в ДВФО. А с учетом всех сложностей по развитию сетей в регионе "с нуля", мы думаем, что есть вероятность покупки какой-то местной сети и ее ребрендинга в магазины группы Х5. Но это лишь наши домыслы. В любом случае, выхода в новые регионы и еще большего масштабирования бизнеса не избежать. - Цифровизация. Х5 постепенно переходит к формату касс самообслуживания. В 2020 году было установлено 1200 таких устройств. Преимущество аппаратов Х5 в том, что они были самостоятельно созданы в Лаборатории инноваций Х5 и обходятся в 5! раз дешевле моделей конкурентов. Развитие самообслуживания позволяет снизить нагрузку на персонал, перенаправляя его с касс в торговые залы.
Также Х5 постепенно переходит к электронным ценникам. Это небольшие электронные устройства, закрывающие вопрос об использовании бумаги для фиксации цены. Благодаря специальной технологии электронной бумаги, такие ценники потребляют очень мало энергии, работая на 1 батарейке до 5 лет. К слову, эта технология используется и в электронных книгах, а в мире, по сути, лишь 1 компания производит электронную бумагу (может быть, рассмотрим ее на втором канале. - Рост среднего чека и сопоставимых продаж. Если не брать во внимание Карусель, которая сейчас трансформируется, Пятерочка и Перекресток показывают неплохие результаты по данным показателям. Средний чек в обоих сетях вырос намного выше инфляции - на 11,5% и 17,3% соответственно. По сопоставимым продажам результаты слабее, но у Пятерочки также выше инфляции - 6,9%.
Проблемы компании, риски и негативные факторы для нее:
- Конкуренция. Как мы понимаем, рынок ретейла очень конкурентен. Если раньше спрос определялся только предпочтениями людей в посещении тех или иных магазинов, то сейчас в нашу жизнь все активней проникают онлайн маркетплейсы. Вопрос стоит уже не в физической доступности магазинов, а в ценах, поскольку доставку продуктов можно заказать уже даже с Ozona. По нашему мнению, конкуренция между всеми видами ритейла будет становиться все жестче, а главная роль перейдет к ценам и удобности (понятности, яркости) бренда.
Также стоит отметить сервис Около, который выходит на очень жесткий рынок. Если оффлайн магазины Х5 уже широко известны и пользуются высоким авторитетом, то доставка на районе - это нетипичный бизнес для компании. Будет сложно бороться с уже устоявшимися в данной нише конкурентами: Самокатом от Сбера и Яндекс.Лавкой.
Нужно добавить сюда то, что доставка через Около фиксирована и стоит 99 рублей, а вот конкуренты предоставляют ее бесплатно. А Греф вообще дает еще и скидку в своем Самокате от подписки Сбер.Прайм. - Преимущественно экстенсивный рост. Мы видели, что у Х5 стабильно растет выручка. Однако вопрос остается открытым: сможет ли она продолжить такой рост, ведь по новой стратегии скорость открытия новых торговых точек должна замедлиться. В добавок к этому, на некоторых рынках уже занята максимальная доля.
ФАС запрещает компании превышать отметку в 25% от объема локального рынка. В Питере, например, у Х5 уже 27% (там закрылся один ритейлер, доля других возросла), то есть ни одного нового магазина в культурной столице компания открыть не сможет. Хотя в других регионах еще остается запас роста, а в ДВФО Х5 вообще не присутствует, скорее всего, на рубеже 7-10 лет компания приблизится к новой реальности, в которой она будет стагнировать по выручке, сокращая издержки. - Предубеждения. Люди с доходом выше среднего и более, особенно в Москве, пренебрежительно относятся к Пятерочке, а иногда и Перекрестку, не пользуясь их услугами. Такая категория граждан предпочитает премиальный сегмент: Азбука Вкуса, Мираторг и т.д. Вряд ли, конечно, это проблема в масштабах страны, однако в Москве это создает проблемы.
- Снижение выручки на м2. Согласно исследованию Национального рейтингового агентства "Продуктовый ритейл: угроза снижения маржинальности", у Х5 с 2015 года плавно снижается выручка на м2. Если в 2015 показатель составлял, примерно, 69.75 тыс. руб на м2, то в 2019 он уменьшился до 63.5 тыс. руб.
- Госрегулирование. В Зайце Спекулянте мы уже рассказывали подробно о том, как государство начало жестко регулировать цены на продукцию сельхоз производителей. Следующими на очереди могут быть ритейлеры. Они уже якобы добровольно опустили наценку на 7 социально значимых товаров до 0%. Если инфляция будет расти, государство может вмешаться более жестко, что ударит по рентабельности.
- Возможное отставание в e-grocery (онлайн). Если посмотреть на статистику, то Сбермаркет в 1п 2020г. заработал 6,7 млрд. руб., а в 3 кв. 2020г. - 4,8 млрд. руб. То есть выручка выросла кратно: 3 квартал дал 71% от 1кв. и 2кв. вместе взятых. Похожая ситуация с Вкусвиллом (там вообще за 3кв заработали столько, сколько за все первое полугодие), Ozon, Wildberries, Яндекс.Лавкой, Самокатом. А вот наш X5 выглядит скромнее: за 1, 2 и 3 квартал заработаны, примерно, одинаковые суммы. Это говорит о том, что клиентская база Х5 не растет.
Вывод
Фундаментальный анализ показал, что Х5 - это современная быстро меняющаяся в концептуальном плане компания. Ритейлер занимает серьезную долю российского рынка, в некоторых регионах достигая предельно допустимой нормы по требованиями ФАС.
Тем не менее у компании ещё остаётся запас роста оффлайн доли, поскольку в ДВФО магазинов сети нет вообще, а в СФО — только Пятёрочки.
Компания раньше других российских игроков начала борьбу за рынок онлайн-ритейла. Это позволило Х5 лучше других подойти к пандемии и начать год с сильными результатами.
Однако, как мы обратили внимание выше, во 2 полугодии 2020 года ряд конкурентов показал более высокие темпы роста онлайн-сегмента. И хоть Х5 сохранила лидерство по росту, новые игроки типа Сбермаркета и ВкусВилл, а также маркетплейсы Озон и Вайлдберриз, имеют здесь преимущество.
Мы считаем, что это связано, во-первых, с тем, что расти с нуля до определённой доли получается быстрее, чем с уже серьезной доли рынка до более сильные показателей.
Во-вторых, нам кажется, что Х5 не хватает банальной рекламы. Многие пользователи не понимают разницы между сервисами группы, а в частности, между обычной доставкой из Перекрёстка и сервисом Перекрёсток.Впрок.
Если компания сможет более активно рекламировать свои сервисы и объяснять их концепцию, мы можем увидеть Х5 вновь на 1 месте по доле рынка. А пока аналитики пророчат, что Х5 немного сдаст позиции.
Финансовый анализ показал низкую маржинальность, как и ожидалось. При этом у Х5 каждый год стабильно растёт выручка большими темпами. На конец 2020 года ожидаем, что темпы роста останутся такими же высокими. Чистая прибыль за 9 месяцев 2020 уже выросла по сравнению с полным 2019 на 36%, поэтому на по окончании года ждём ещё больший процент. Рентабельность у Х5 находится на высоких уровнях в отрасли. Ждём повышения маржинальности в следующие годы.
Анализ ценной бумаги показал низкую корреляцию с рынком, а также сравнительно высокую доходность акций по отношению к риску. Также акции Х5 уже второй год кряду обыгрывают рынок.
Технический анализ показал, что коррекция закончилась и начался восходящий тренд. Об этом говорят как индикаторы, так и модель разворота.
Рейтинг - 3,4
Независимость - 3,0
Работа для акционеров - 3,5
Стратегия - 4,0
Финансовое состояние - 2,6
Котировки - 4,0
Подписывайтесь на нас здесь и в Telegram , где мы делимся своим мнением на текущие экономические новости, а также на наш Instagram . Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы и делитесь статьей в соцсетях.
Читайте также наши другие обзоры:
Данная информация не является рекомендацией, рекламой или призывом к действию. Сказанное в данной статье представляет собой исключительно мнение авторов.