Эта сцена знакома большинству людей: вы лежите в ванне, полной воды и пузырьков. Вода горячая, и вы готовы расслабиться. Но независимо от того, как вы себя позиционируете, вы оказываетесь перед мучительной дилеммой—либо ваши ноги в конечном итоге торчат из воды, либо ваши голова и плечи. Как бы ты ни исказился, какая-то часть тебя холодна.
Вот в чем проблема: ванны слишком малы. Но почему?
КУПАНИЕ В ВИКТОРИАНСКОМ СТИЛЕ
Чтобы полностью понять причину, по которой ванны не имеют удобных человеческих размеров, важно рассмотреть, как изменился мир, когда сантехника впервые появилась в наших домах. "Внутренняя сантехника появилась в Соединенных Штатах в конце 1880-х годов", - говорит Джереми Крессман, ветеран индустрии жилых и коммерческих ванн, который в настоящее время служит вице-президентом по продажам и маркетингу в BLANCO America. В конце 19—го века было трудно сделать большие ванны из-за связанных с этим расходов-хотя стоимость была не единственной вещью, определяющей типичный размер ванны. Люди тоже были немного меньше. А ванны, как правило, делались из чугуна, поэтому их было тяжело передвигать. (Современные ванны часто изготавливаются из армированного волокнами пластика.)
По словам Крессмана, именно тогда, когда в начале 20-го века началось производственное строительство, “резкий подход” к жилью стандартизировал размеры домашней ванны. Ванные комнаты были примерно 5 футов на 7 футов, а ванна—обычно размером 5 футов в длину и 32 дюйма в ширину—располагалась вдоль меньшей стены. Массовые размеры ванны всегда предполагали размеры человека и исключали те, которые имели другую форму.
БУМ ВАННЫ
после Второй мировой войны Крейн—крупный производитель ванн—сообщил, что 75 процентов их бизнеса было в 5-футовых ваннах, поскольку меньшие ванны дешевле и поэтому более привлекательны для арендодателей. Они также легче в обслуживании и требуют меньшего объема воды. Чтобы эта ситуация изменилась, “архитекторам придется проектировать ванные комнаты разного размера, и тогда вам понадобится критическая масса спроса, чтобы снизить цену. Это вряд ли произойдет в ближайшее время.
Однако, учитывая, как много еще изменилось со времен Викторианской эпохи, удивительно, что ванны не последовали этому примеру. По словам отмеченного наградами архитектора Кристи Пирсон, автора книги "Архитектура купания ", историк архитектуры Зигфрид Гидион высказал эту мысль еще в своей книге 1948 года "Механизация берет командование на себя". Пирсон считает, что даже сейчас наше отношение к купанию неразрывно связано с ханжеской эпохой, когда эта практика вошла в наш дом . “Подразумевается, - говорит она ментальной нитке, - что купание не доставляет удовольствия, и вам не следует находиться там слишком долго. Вы должны иметь ванну, чтобы мыть своих детей, но как только вы станете достаточно большими, вы должны принять душ.”
В онлайн-дискуссиях о недоуменной нехватке ванн фигурируют теории о том, что люди могут утонуть, если ванны вырастут еще больше, ванны будут больше для детей, чем для взрослых, и ванны просто слишком весят, если они стали слишком большими. Действительно, только вторая идея содержит воду, как это было—и даже здесь, возможно, что ванны ассоциируются больше с детьми именно потому , что они слишком малы для многих взрослых, чтобы наслаждаться, а не наоборот.
ВОН С БАННОЙ ВОДОЙ
Независимо от того, связано ли это с их неудобным размером или чистой эстетикой, многие люди—особенно миллениалы—отказываются от ванн в целом. “Объем продаж ванн с годами снижается, и особенно это касается крупных покупателей, таких как застройщики многоквартирных домов или гостиничные бренды”,-говорит Крессман. Этот сдвиг, вероятно, имеет какое-то отношение к нашему меняющемуся темпу жизни. Между тем, Хогленд отмечает, что наш образ жизни, связанный с поездками на работу, делает быстрый ежедневный душ более эффективным, чем трудоемкая ванна. В Викторианскую эпоху, когда мыться можно было только раз в неделю, разумнее было делать это медленно и расслабленно. Экологичность также стала проблемой, и многие люди предпочитают душевые кабины ваннам в попытке сохранить воду.
К сожалению, эта растущая культура душевых не будет стимулировать производство более длинных ванн. Для этого Пирсон выступает ни много ни мало за Радикальную переоценку ванны—такую, которая выходит за рамки только ее физических размеров.
Когда мы принимаем меньше ванн и начинаем воспринимать ванну как слишком непрактичную, чтобы проводить в ней много времени, мы теряем связь с важным аспектом жизни. Ванна расслабляет так, как душ может только пожелать. “Это сосуд для мечтаний, для томления, для непродуктивного времяпрепровождения”,-говорит Пирсон. - Это сосуд для мечтаний. Сколько места он заслуживает, и как нас побуждают ценить или обесценивать его на квадратный метр?"