Найти тему
Барабанщиков Кирилл

НЕ доступная среда

Оглавление

В конце 2020 г. Глава Удмуртской Республики, Александр Бречалов, на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте» опубликовал информацию о завершении строительства детского сада на улице Архитектора П.П.Берша в г. Ижевске.

Скриншот из социальной сети ВКонтакте с текстом новости
Скриншот из социальной сети ВКонтакте с текстом новости

На фотографиях нового детского садика был продемонстрирован подъемник для инвалидов наклонного типа.

Как видно из комментариев, многие люди даже и не знают, а что за это устройство.

В свою очередь, я знаю, для чего используется данный аппарат, но искренне не понимаю, зачем его нужно было устанавливать в новом здании.

На мой вопрос о том, почему при возведении нового объекта капитального строительства (здания детского дошкольного учреждения) на этапе проектирования закладывается именно подъемная платформа, а не лифт, от управления образования города Ижевска получен следующий ответ:

«Здравствуйте. Платформа подъемная наклонного перемещения для инвалидов предназначена для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания и сооружения. Подъемник возможно крепить к стене. Платформа оборудована всем необходимыми устройствами безопасности, соответствует требованиям стандарта. При условии оборудования дошкольного образовательного учреждения данным оборудованием предполагается сопровождение техническим персоналом».

Собственно вот и скриншоты ответов:

Прочитав в такой ответ, я решил, что необходимо собрать всю информацию по данной теме и подготовить на ее основе обращения Главе Удмуртской Республики, Главе города Ижевска, Председателю Правительства РФ.

Проанализировав все полученные ответы, мне стало очевидно, что далеко не все ответственные лица имеют достаточно полное понимание, что такое доступная среда и какими средствами и методами ее необходимо создавать.

Немного поясню.

Установка такой платформы хоть и предусмотрена нормами действующего законодательства, но при этом такая платформа не является единственным техническим устройством, которое может быть использовано при создании безбарьерной среды.

Использование данной подъемной платформы без помощи посторонних лиц, а если использовать терминологию управления образования города Ижевска «технического персонала», не представляется возможным.

Лицо, относящееся к маломобильной группе населения, вместо того, чтобы нажать на кнопку лифта (при его наличии) и подняться без посторонней помощи на нужный этаж, должно ожидать, пока кто-то подойдет и поднимет его на необходимый этаж с использованием платформы.

При таком раскладе вещей у инвалида возникает психологическая зависимость от действия третьих лиц, что не допустимо, как с точки зрения норм международного права, так и с точки зрения российского законодательства. Я уже не говорю о времени ожидания помощи со стороны посторонних.

Установка пассажирского лифта могла бы легко решить все эти проблемы.

Необходимо также иметь в виду, что лифт является универсальным техническим средством, которое позволяет не только снять барьеры в вопросе передвижения инвалидов, но и решить огромный круг задач.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что детский садик это не только то место, в котором могут находиться дети, имеющие проблемы с передвижением, но и взрослые люди, для которых детский садик – это место осуществления их трудовой деятельности.

И как быть такому сотруднику? Ему каждый день по несколько раз ждать помощи своих коллег просто для того, чтобы спуститься (подняться) с одного этажа на другой?

Сразу отмечу, что довод о том, что таких сотрудников на сегодняшний день в штате нет, не принимается. Тут проблема не в людях, а в системе, которая, к сожалению, сегодня не готова дать такие рабочие места в образовательных учреждениях инвалидам.

Кстати, на мой вопрос о работниках инвалидах, которые могли бы, но не будут, работать в этом саду, управление образования города Ижевска, дипломатично промолчало.

А промолчали они потому, что даже не подумали о такой возможности.

И еще, в июле 2021 г. вступает в силу новый ГОСТ по доступной среде, в котором попытались решить поднятый мной вопрос, но об этом я расскажу в одной из следующих публикаций.

Сделать данный текст коротким не получиться, поэтому сразу прошу прощения за постоянное обращение к текстам нормативно-правовых актов. Именно они позволяют лучше понять данную проблему.

В ст. 2 Конвенции о правах инвалидов дано определение такому понятию как «Универсальный дизайн»:

«Универсальный дизайн - означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо».

Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, в силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

- на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах инвалидов, Российская Федерация должна принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем:

- содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене;

- облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.

Приведенные выше положения Конвенции о правах инвалидов применительно к рассматриваемой ситуации рекомендуют использовать универсальные технические средства, обеспечивающие максимальную независимость инвалидов при передвижении, а именно пассажирский лифт.

Безусловно, если мы будем говорить об уже построенных зданиях, а особенно о зданиях, представляющих собой историческую ценность, то установка подъемной платформы будет единственно правильным решением. Но мы говорим о вновь строящихся зданиях.

Вернемся к законодательным актам. Далее речь пойдет о нормативной базе, принятой на национальном уровне.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона №181-ФЗ, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся, в частности, установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности, а также разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 №363 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».

Из текста документа:

«В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов».

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов, в соответствии с утвержденной программой «Доступная среда», является создание условий развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности.

В силу ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Важно: планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ч. 5 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Из Письма Минрегиона России от 26.04.2012 N 9875-ИП/08:

«Доступность зданий для инвалидов обеспечивается посредством установленных обязательных технических норм, процедур контроля на стадии проектирования, строительства и капитального ремонта, а также предусмотренной за невыполнение данных требований административной ответственностью».

СП 31-102-99. «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (далее по тексту - СП 31-102-99.) направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей.

Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

В соответствии с п. 4.2. СП 31-102-99. основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.

Согласно п. 5.2 СП 31-102-99. критерий доступности содержит требования:

- возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием;

- беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам.

Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции маломобильных групп населения.

Критерий комфортности (удобства) содержит основные требования, в частности:

- создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд.

В силу п. 10.1 СП 31-102-99. к системам жизнеобеспечения и инженерного оборудования зданий, облегчающим всем категориям обслуживаемых лиц пользование зданиями и помещениями, относятся:

- лифты;

- подъемники, траверсы и транспортеры для инвалидов.

Обратите внимание, что именно лифты, как универсальное устройство, стоят в документе на первом месте.

Кроме того, согласно п. 10.3 СП 31-102-99. в многоэтажных зданиях, где могут находиться лица с нарушениями здоровья, следует предусматривать не менее одного лифта, доступного для инвалидов на креслах-колясках.

В соответствии с п. 12.1 СП 31-102-99. здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:

- в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения, полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование;

- возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;

- меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

При проектировании (реконструкции) участков и зданий ДОО необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов (детей и взрослых) (п. 4.3 СП 252.1325800.2016. «Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» (далее по тексту - СП 252.1325800.2016.)).

Анализ содержания СП 252.1325800.2016. показывает, что в зданиях ДОО возможна установка пассажирского лифта вместо подъемника.

В силу п. 4.3 СП 118.13330.2012*. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», планировка и оборудование зданий и сооружений, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д., для которых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями), должны соответствовать требованиям СП 59.13330.2016. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2016.).

СП 59.13330.2016. - предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Правила распространяются на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

В соответствии с п. 4.3 СП 59.13330.2016., проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении:

- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Согласно п. 6.2.13 СП 59.13330.2016., здания следует оборудовать пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и МГН, и/или подъемными платформами в целях обеспечения их доступа на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). При этом, выбор средств для транспортирования МГН и необходимость сочетания этих средств устанавливаются в задании на проектирование.

Некоторые выводы:

Прошу обратить внимание, что пассажирский лифт, как устройство универсальной доступности, стоит на первом месте, следовательно, именно этому техническому решению необходимо отдавать предпочтение.

В свою очередь подъемные платформы предназначены исключительно для перемещения лиц, передвигающихся на креслах-колясках. И их использования остальными людьми не представляется возможным.

Более того, как я уже не раз отмечал выше, самостоятельно таким подъемным устройством воспользоваться невозможно.

Из приведенных национальных нормативно-правовых актов видно, что в большей своей части они воспроизводят те основополагающие принципы, которые заложены в Конвенции о правах инвалидов.

Однако на практике это либо не работает совсем, либо работает, но только на бумаге и в отчетах о выполнении показателей в рамках реализации программы «Доступная среда».

Это же не вопрос денег, это вопрос государственных приоритетов. Скажу даже больше, зачем устанавливать устройство, которым, скорее всего, никто не воспользуется, но которое нужно будет содержать и обслуживать, затрачивая на это бюджетные средства, в том числе средства налогоплательщиков.

Кроме того, кто как не государство, принявшее на себя конституционную обязанность по обеспечению прав инвалидов, покажет пример бизнесу, как нужно создавать действительно доступную среду.

Российской Федерации в целом, а Удмуртской Республике в частности еще далеко до создания комфортной доступной среды. Но это не повод отчаиваться.

Наоборот, необходимо стремиться не просто к исполнению формальных требований действующего российского законодательства, а вдумчиво, нацеливаясь на перспективу развития общества создавать действительно доступную среду, где лица, имеющие проблемы со здоровьем, могли бы чувствовать себя полноправными и независимыми членами общества и приносить своим трудом пользу.

Пишите свои предложения и вопросы по теме, рад буду помочь!