Прежде чем заниматься политикой, искусством, науками и тому подобным, необходимо позаботиться о достаточном количестве материальных благ: жилье, одежде, пропитании. Создание этих материальных благ называется общественным бытием, а каково быте общества, каковы условия его материальной жизни, таковы его идеи, теории, политические взгляды и учреждения. Именно поэтому, чтобы вполне понять историю того или иного народа необходимо разобраться с его экономической базой.
Уровень развития производительных сил общества и доступные ему ресурсы можно проследить по его жилищам . Большая часть кельтского населения жила в деревнях среди полей. Дома строились, в основном, из дерева и крылись соломой, легко загорающейся, так что поджечь большое количество поселений в военное время не представляло труда. Это были хижины, возведение которых не было ни сложным, ни слишком дорогим.
Найденные до сих пор основания домов в Средней Европе в большинстве случаев несколько углублены в землю, иногда до полуметра, а в некоторых местах и более. В большинстве случаев это небольшие дома, основание которых обычно достигает 5—7 м.
В позднелатенское время чаще всего начинают появляться постройки на каменном фундаменте; они известны в южной Чехии. Иногда жилища углублялись в землю до каменистого основания. Некоторые позднелатенские постройки довольно длинны (до 13 хЗ,5 м), с глинобитным полом, отчасти выложенным камнями; стены из кругляка скреплены железными гвоздями и скобами, иногда оштукатурены, двери уже снабжены хорошими замками с железными ключами, что может сказать нам о наличии частнособственнических отношениях. Очаг помещался внутри жилища часто в небольшой нише.
Экономической базой кельтского общества были земледелие и скотоводство. Земледелие в Галлии приносило значительные доходы, и в последнем столетии до нашей эры страна считалась богатой. Сам Цезарь в течение почти восьмилетней войны получал для своей многочисленной армии провиант, главным образом хлеб, непосредственно в Галлии. Там возделывались все виды зерновых — пшеница, ячмень, рожь и овес. Ирландские кельты долгое время из зерновых возделывали главным образом ячмень, из которого варили кашу, пекли хлеб и приготовляли пиво; по-видимому, такое же положение было и в других местах. Кроме того, культивировались свекла и репа, лен, конопля, затем лук, чеснок, некоторые виды овощей и растения, необходимые для получения красителей. Главным образом использовался колос, зерно. Зерно хранилось в особых складских ямах, вырытых в земле (silos) по соседству с домом или прямо во дворе.
Важную роль играло скотоводство, которое в некоторых областях, в зависимости от их характера, например, в гористых районах Рейна или в Ирландии, имело первостепенное значение. Большую часть года стада паслись на лугах и пастбищах, летом перегонялись на более высокие места. Разводились главным образом свиньи, крупный рогатый скот, овцы и лошади. Свиноводство базировалось на наличии дубовых зарослей.
Сравнительно широко в Галлии было распространено овцеводство. Шерсть кельтских овец славилась даже в Риме. Выращивалось также много лошадей; согласно Тациту, галльская конница высоко ценилась еще в римскую эпоху. Галлия снабжала римские армии на Рейне как тягловыми, так и верховыми лошадьми.
В кельтской среде полевая система была связана с представлением собственности на землю. Некоторые поля были точно определены или огорожены, другие оставались открытыми; размеры их различны. В особенности в Британии и Ирландии был распространён обычай окружать земельные участки рвами или различными заборами.
Кельтское понятие собственности на землю во время экспансии означало, собственно говоря, коллективную оккупацию вновь занятой земли. Эта завоеванная земля делилась между племенами, а затем внутри племени. Границей между племенами (особенно в Галлии) были пустопорожние земли, понятие границы отождествлялось с понятием пустыря или леса. Такие пограничные области между племенами служили также местом общих собраний или торговых сделок.
Предметы быта, средства труда и вооружение дает ремесло, а оно еще в позднебронзовый век у кельтов вышло за границы простого домашнего производства. Возросшая добыча золота в рейнских областях послужила основой развития ювелирных мастерских, которые в большинстве случаев при помощи чеканки превращали золото в диадемы, венцы, браслеты и другие украшения. В гальштаттское время производство во многих отношениях специализировалось. Сложное изготовление деревянных повозок с хорошо обработанными втулками и спицами колес требовало наличия искусных специалистов. Это еще в большей степени относится к оковке этих повозок, при изготовлении которых железу придавали различные формы и часто комбинировали его с бронзой. Кузнечная работа уже на рубеже 7 и 6 веков достигает довольно высокого уровня как в отношении изготовления кинжалов или мечей, так и художественной обработки гальштаттских повозок или сложных втулок и иных поковок. О высоком уровне этих работ свидетельствуют многочисленные находки. А так как речь идет о местных изделиях, то несомненно, что уже в это время, самое позднее в 6 веке, во всем кельтском мире была сильно развита металлургия, даже в гораздо большей мере, чем можно было бы судить по существующим находкам плавильных печей и следам металлургического процесса в целом.
Позднелатенская металлургическая техника сделалась основой среднеевропейской цивилизации вообще. Во время кельтской экспансии необходимо было снабдить военные отряды высококачественным оружием. С течением времени кельты овладели производством железа и кузнечной техникой во всех деталях и изготовляли специализированные орудия и инструменты: железные напильники, рашпили, сверла со спиральным резцом, различные виды топоров, молотов и клещей, пробойники, кочерги, клепки, ножи, пилки, косы, бороны, плуги и т.д. Разумеется, эти изобретения нельзя приписывать только кельтам. Во время своих походов кельты познакомились с технологиями в других, более развитых странах; заслуга же их состоит в том, что, стремясь увеличить производство, они не только внедрили различные рабочие процессы, но и приспособили к ним свои орудия, а затем весь этот технический прогресс стал достоянием Средней и Северной Европы.
Кельты впоследствии переходят также к массовому производству железа и железных изделий. Так была открыта целая металлургическая мастерская с батареей железоплавильных печей и со множеством железного шлака, также была обнаружена наполовину врытая в землю печь, предназначенная непосредственно для производства железа.
Благодаря хорошо организованному производству железо сделалось обычным металлом, доступным для всех деревенских поселений. Руда плавилась в шахтовых печах при помощи древесного угля; получаемому продукту иногда придавался вид гривен продолговатой формы с двумя заостренными концами весом в 6—7 кг. Железо в болванках, вывозилось и в некельтские, в частности в германские, области и иногда играло роль монет при торговых сделках.
Можно было бы назвать много других производственных отраслей, от высококачественного домашнего производства до организованного производства массового характера крупных мастерских, которые уже во 2 веке работали не только на местный рынок, но и на вывоз в отдаленные области.
Кельты освоили литье по восковой модели. Из воска искусно изготовлялась сложная модель будущего изделия, которая покрывалась глиняной оболочкой; когда глиняная оболочка засыхала, ее обжигали, из готовой формы выливался растопленный воск, а форму наполняли расплавленной бронзой. По окончании процесса глиняную форму разбивали, так что каждое изделие по существу было драгоценным уникумом.
У кельтов было развитое кожевенное производство, поставлявшее сырье для седельщиков и сапожников. Большое количество кожи требовалось также для бытовых нужд населения и снаряжения воинов. Весьма распространены были кожаные куртки.
Особое значение имели гончарные мастерские, производившие керамику на гончарном круге. Этот совершенный способ производства появился в некоторых местах уже в 5—4 веках, но большая часть керамики еще долго изготовлялась вручную.
Кельтская область была издавна связана с отдаленными странами, так как через Францию и южную Германию проходили важные пути. На кельтских рынках велась торговля самыми разнообразными товарами. Торговые связи были весьма оживленными, причем использовались самые различные средства. Частное движимое имущество отдельных лиц быстро росло и хранилось в домах под солидными дверными замками.
Внимание привлекает и кельтская монета — древнейшая монета в Средневековой Европе.
В кельтском мире существовали две монетных системы: серебряные монеты и монеты, чеканенные из золота; значительно реже монеты чеканились из иного металла. В чешских землях кельты чеканили монету главным образом из золота, серебряных монет было меньше; восточнее, в Карпатской котловине, были более распространены серебряные монеты. На западе были в обращении монеты из обоих металлов. Решающим было, конечно, достаточное количество нужного металла в определенной области.
Самые старые кельтские монеты появляются во 2 веке, главным образом с его середины, и являются подражанием македонско-греческим образцам. Сохранилось множество типов кельтских монет.
Интересный вопрос: кто имел право чеканить монеты? Многие исследователи полагают, что монеты выпускали главным образом крупные представители знати, князья и вожди, определенные типы монет считают племенными или предполагают, что право чеканки их принадлежало оппидумам.
Таким образом, кельты имели достаточно развитые производительные силы, что можно проследить по обилию железных орудий и средств труда, обилию ремесленной продукции. Во многом это явилось причиной той военной угрозы, которую галлы представляли Риму.