Каждая страна в ходе прохождения различных этапов развития сталкивается с определенными трудностями внутреннего и внешнего характера, требующими соответствующего реагирования и концентрации усилий.
Причем ответ на возникающие угрозы и вызовы, как правило, должен быть системным, с логичной последовательностью предпринимаемых мер. Формулирование подобного рода задач и их идеологическое обоснование большей частью относится к компетенции той части общества, которую политологи именуют политической элитой.
От ее качества и эффективности зависит очень многое в судьбе любого государства. От того, как элиты сумеют вовремя оценить требования того или иного исторического момента и мобилизуют общество на достижение четко обозначенных приоритетных целей часто зависит существование страны. Особенно если речь о таком небольшом государственном образовании как Южная Осетия. Иными словами, для поступательного развития государства и социума или же для преодоления кризисных явлений, необходим консенсус общества и элит вокруг таких базовых понятий как национальные интересы и национальная безопасность. При этом, в общих интересах, чтобы процесс носил обоюдный характер, поскольку всем известно как называется ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят.
Новейшая история Южная Осетия сквозь призму «революционного» опыта
Проблемы и трудности, с которыми время от времени сталкивается Южная Осетия на протяжении последних десятилетий, чаще всего обусловлены отсутствием понимания со стороны участников процесса тех базовых понятий, о которых мы говорили чуть ранее. Причины тому самые разные – местечковая психология, недостаток правовой культуры и политической грамотности, «утечка мозгов» и многое другое. В конечном счете, эти факторы приводят к серьезным трудностям в вопросе достижения консенсуса касательно реализации национальных интересов. Иной раз доходит до того, что и сформулировать их бывает некому.
Нечто подобное произошло после признания независимости Южной Осетии Российской Федерации, когда прежняя цель – добиться признания независимости и обеспечить безопасное развитие республики, была достигнута, а новые задачи общегосударственного характера, вокруг которых должны были объединиться самые разные слои общества, никто так и не обозначил. С этой задачей не справились ни правящие круги, ни тогдашняя оппозиция. В итоге все вылилось в малопривлекательные разборки, которые осложнили ситуацию внутри Южной Осетии, затормозили процесс восстановления республики и нанесли колоссальный урон ее имиджу.
Да и в предыдущие периоды новейшей истории Южной Осетии отношения между обществом и властью, различными политическими силами мало походили на диалог и конструктивное сотрудничество в деле решения общегосударственных задач, если не считать, конечно же, те промежутки времени, когда приходилось всеми силами отражать вооруженную агрессию Грузии. Впрочем, внутренний раздрай и тогда давал о себе знать, затрудняя организацию обороны и становясь причиной стычек между участниками разрозненных отрядов самообороны.
То что, сегодня все называют политическими кризисами, Южная Осетия не раз проходила еще в 80-е годы прошлого века, когда два первых секретаря Юго-Осетинского обкома партии были фактически изгнаны разбушевавшейся толпой. О причинах тех событий говорить можно долго и нудно, благо версий предостаточно. Много споров шло и вокруг фигур Феликса Санакоева и Анатолия Чехоева, мнения о них зачастую взаимоисключающие. Но достаточно того, что, к примеру, тот же Чехоев впоследствии на протяжении многих лет оказывал поддержку Южной Осетии, будучи депутатом Верховного Совета СССР, а затем депутатом Госдумы второго и третьего созывов.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но возможно, если бы Южная Осетия подошла к моменту грузинского вторжения с более выраженной внутренней консолидацией, масштабы потерь можно было бы несколько сократить. Не говоря уже о том, что отсутствие единого политического руководства и внутриполитической консолидации привело к тяжким последствиям после временного перемирия, наступившего с вводом миротворческих сил в июле 1992 года. Лидеры, провозгласившие республику, были изгнаны, включая тогдашнего руководителя Южной Осетии Тореза Кулумбегова. Почти все командиры и многие известные бойцы отрядов самообороны погибли в междоусобных столкновениях. Причем количество погибших во внутренних разборках защитников Южной Осетии значительно превышало потери отрядов самообороны в ходе боевых действий по отражению агрессии Грузии.
Более того, хаотичные, трагические процессы, происходившие в республике после 1993 года, «вымывание» целого поколения политиков, находившихся в эпицентре национально-освободительного движения, привели к возникновению угрозы ревизии итогов референдума 1992 года.
Нездоровая манера решать все спорные вопросы путем конфронтации и далее не раз приводила к многочисленным эксцессам и трагедиям, в том числе в 1996 году. Другое дело, что Людвиг Чибиров, сменивший Тореза Кулумбегова, смог избежать его участи, выдержав ряд политических кризисов.
Изначально рассматривавшийся в качестве временной компромиссной фигуры, он, проявив недюжинную хватку, все же удержался у власти до завершения своего первого президентского срока. Впрочем, попытка переизбрания окончилась для него неудачей – Чибиров потерпел поражение в первом же туре.
Второй президент Южной Осетии, но фактически третий руководитель республики Эдуард Кокойты смог достаточно легко переизбраться на второй срок. Как считают многие, этому в немалой степени способствовало снижение накала внутриполитических противоречий из-за внешней агрессии.
На тот момент общество меньше внимания уделяло внутренним проблемам, сосредоточившись на защите от агрессии и укреплении отношений с РФ.
Признание Южной Осетии со стороны России и появление реальных гарантий безопасности, исключающих повторение грузинской агрессии, открыло своего рода шлюзы для накопившихся внутренних противоречий, что в условиях отсутствия четко очерченных приоритетов развития, в конечном счете, вылилось в т.н. «снежную революцию» 2011 года.
Преемник Кокойты Леонид Тибилов, стремясь избежать очередного политического кризиса, предпочитал выстраивать горизонтальные отношения с различными политическими силами, пытаясь с помощью компромиссов и кулуарных договоренностей не доводить дело до открытых конфликтов.
Однако и эта тактика не принесла результатов, поскольку чересчур вольное поведение многих элитных группировок вызывало нешуточный негативный резонанс среди населения. Под занавес первого президентского срока третий президент Южной Осетии получил свою порцию митингов протеста, обостривших внутриполитическую обстановку. На этот раз в авангарде митингующих выступали сторонники Эдуарда Кокойты.
Сменивший Тибилова Анатолий Бибилов сделал ставку на усиление властной вертикали, укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, а также предпринял меры, в том числе адресного характера, по поддержке социально-незащищённых слоев населения.
Тем не менее, социально-экономические трудности, вызванные пандемией коронавируса и общественный резонанс в связи с гибелью 30-летнего жителя республики Инала Джабиева, дали возможность его оппонентам выдвинуть лозунг досрочной отставки президента. Видимо их вдохновил абхазский опыт, где редко какому президенту удается досидеть до конца срока. Впрочем, в Южной Осетии такой финт не сработал, большая часть общества не поддержала «революционный» сценарий, понимая разницу между интересами различных политических группировок и требованиями справедливого расследования дела Джабиева. Кроме того, многие понимают, что единожды допустив прецедент свержения законно избранного главы государства, потом трудно будет остановиться. Любая политическая сила, оказавшаяся в оппозиции, сделает ставку на силовой сценарий и приход к власти через дестабилизацию. При таком раскладе неминуемо разрушение государственности Южной Осетии, хаос и криминализация.
Политическая ответственность и «красные линии»
Относительная внутриполитическая стабилизация, наступившая за последние недели, дает возможность глубже осмыслить не только события последних 8 месяцев, но и более раннего периода.
Один из главных выводов заключается в том, что в Южной Осетии элитам и обществу пора избавляться от конфронтационных подходов, когда вчерашние друзья, соседи и знакомые начинают рассматривать другу друга как врагов. Привычка ставить свои личные обиды и взаимоотношения выше интересов государства и всего народа, не является тем путем, который может привести к развитию республику. Политическая ответственность и понимание «красных линий», которые нельзя пересекать — вот что сегодня нужно югоосетинским элитам.
Пока что с этим явные проблемы. Злополучное письмо Хуснуллину, наезды на Косачева и системная кампания против государственных институтов показывают, что для кого-то любые средства хороши ради достижения цели.
Нездоровая политическая «традиция», уходящая своими корнями в прошлое, не лучшим образом отражается не только на имидже Южной Осетии, но и на всем обществе. Фактически все 5 лет после избрания каждого очередного президента до следующих выборов проходят в бесконечных интригах, сплетнях и конфликтах, в которые вовлекаются широкие слои населения, особенно после появления фактора социальных сетей. Нездоровые пересуды, клевета, копание в чужом грязном белье, оскорбления, огульные обвинения, базарные склоки – таков краткий обзор содержания общественной жизни в Южной Осетии, ее морально-психологический контекст.
На этом фоне теряются редкие попытки обсудить на серьёзном научно-экспертном уровне проблемы развития республики, аргументированные предложения по улучшению ситуации в разных сферах и т.д. Конструктивные идеи, как правило, тонут в хаосе больных эмоций, взаимных обид и прочего негатива. Местечковая грызня в случае ее продолжения неминуемо ведет к деградации, к полному размыванию такого понятия, как национальные интересы Южной Осетии, прежде всего в умах ее граждан. Чтобы эти слова не стали окончательным приговором, необходимо извлечь уроки из тех непростых процессов, которые происходили в республики на протяжении последних десятилетий и сделать шаг к построению новой, более качественной модели политических взаимоотношений в Южной Осетии. Отношений, которые станут гарантией, залогом развития страны, а не постоянных попыток дестабилизации.
Region15.info — официальный сайт