Недавно, в одной "мамской" группе, участником которой я являюсь, завели разговор о том, как с детьми занимаются в подготовительной группе. Одна мама жаловалась на то, что в детском саду, куда ходит ее ребенок, не учат по букварю, т.е. чтению и письму, объясняя это требованиями законодательства в дошкольной сфере, интересовалась, как других садах обстоят дела с этим. И многие отвечали: "У нас в саду решают примеры у доски" или "Мы по тетрадям готовимся к школе, проходим программу первого класса в саду" и т.д.
Для меня, как мамы третьеклассника и первоклассницы, а также воспитателя с небольшим стажем (в декретах), но подробно исследовавшим этот вопрос, это удивляет. С первым ребенком тоже думала, что надо обязательно к школе научиться читать, писать прописью и т.д. Мы выучили буквы в игре к 4 годам (без фанатизма), читать начал к 6 по слогам, не заставляла. Вторая-совершенно другой ребенок, творческая, кучу поделок делала, но буквы в 6 лет выучила, читать начала чуть - чуть за месяц до школы. Через 2 месяца школы начала писать прописными, учитель хвалит. Сейчас, анализируя первый класс сына и дочери, понимаю, что они на одном уровне по первому классу.
Готовность к школе ни в коем случае не означает освоение в подготовительной группе программы первого класса. Педагоги ДОУ часто в угоду родителям и из-за стереотипа главенства начального общего образования, внедряют обучение в ущерб воспитанию ребенка, развитию его личности, психики. Этим обусловлено и стремление родителей заранее «проходить» программу первого класса школы. Но они этого не то, что не обязаны делать, но и не должны вовсе! В связи с этим возникает необоснованная физическая и психологическая перегрузка дошкольника учебным содержанием, не соответствующая задачам развития дошкольников, упускается из виду ведущая деятельность этого возраста – игровая.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012 дошкольное образование было закреплено как уровень общего образования. Также действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Каждому родителю дошкольника следует с ним ознакомится.
Таким образом, готовность к школе представляет собой достижения ребенком уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, при котором создается необходимая основа для его успешного вхождения в условия школьного обучения и адаптации к новой ведущей деятельности – учебной.
Основные виды готовности детей к обучению в школе:
· Физическая готовность – физически здоровый и подготовленный ребенок успешно адаптируется к условиям школьной жизни, режиму дня и уровню нагрузок.
· Психологическая готовность качество психики будущего первоклассника, которое дает ему возможность успешно адаптироваться к обучению в школе.
· Специальная готовность – наличие у ребенка определенного запаса элементарных знаний.
Итак, проще говоря, ваш ребенок готов к школе, если:
1. Знает свое имя, фамилию, членов семьи, адрес
2.Умеет считать до 10.
3. Знает времена года, названия месяцев, дней недели, умеет различать цвета
4. Умеет объединять предметы в группы: посуда, одежда, растения и т.д.
5. Умеет сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
6. Умеет находить в группе предметов «лишний»
7. Имеет элементарные представления об окружающем мире: о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в обществе, о профессиях.
8. Имеет пространственные представления: верх-низ; право-лево; под-над; из-за; из-под чего-либо и т.д.
9. Умеет доброжелательно общаться с другими детьми, слушать взрослых
10. Имеет навыки самообслуживания.
Как сказал великий педагог Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А вы согласны с данным утверждением?