Путешествие под парусом – это, конечно, солнце, вода да попутный ветер; экзотические страны, новые знания и свежие ощущения; другие традиции, обычаи, люди… Во все эти «путевые впечатления» можно погрузиться, полистав двухтомник географа и натуралиста, доктора Густава Радде «23000 миль на яхте „Тамара“». В книге повествуется о хождении по морю «их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергея Михайловичей» в 1890–1891 годах. Иллюстрировано издание академиком Н. С. Самокишем: здесь вы найдете и множество черно-белых рисунков, и уникальные фототипии.
Художественное произведение посвящено поездке внуков Николая I на семейной яхте в страны Средиземноморья – Италию, Грецию, Турцию, затем – в Египет, и далее через Индийский океан к берегам Индии, Батавии и Цейлона. Чтение вам непременно придется по душе, и не столько из-за яркого, живого языка, сколько от того, что повествование сочетает в себе и частные подробности об августейших особах, и научные изыскания о природе, и информацию о политической, социальной жизни стран Южной Европы, Африки и Азии, и просто дорожные записи.
«Судьба, благоприятствовавшая плаванию, охраняла от превратностей погоды, и только единственный раз разгневанное северное Балтийское море захотело испробовать добрые морские качества яхты, вскоре после ухода ее из Петербурга. […] Если прибавить ко всему этому живой интерес к науке, любовь к красотам природы, неустрашимость, высказанную во время охотничьих экскурсий, и любезную предупредительность в отношении друг друга, то нужно сознаться, что путешествие это носило идеальный характер. Слово слабо, чтобы передать о пройденных „Тамарой“ 2300 милях!»
Их Высочествам оказывались во всех странах радушный прием и «самая внимательная предупредительность», что позволило им увидеть и стать свидетелями того, что недоступно «простым смертным», а нам, соответственно, почитать об этом в книге. Великий князь Александр Михайлович (1866–1933) – четвертый сын Михаила Николаевича, двоюродный дядя Николая II в 1885 году окончил Морское училище, а в 1917 в чине адмирала и полевого генерала-инспектора военного воздушного флота при Верховном главнокомандующем по личному прошению был уволен со службы. В 1918 году, уехав в составе делегации на Парижскую мирную конференцию, в Россию не вернулся. Умер во Франции. Сергей Михайлович (1869–1918) – пятый сын в семье, получил образование в Михайловском артиллерийском училище и в 1917 году, будучи полевым генерал-инспектором артиллерии при Верховном Главнокомандующем, был уволен «со службы с мундиром». В 1918 вместе с другими членами семьи Романовых был расстрелян. Но в 1890-м князьям было чуть за двадцать, и они решили совершить морской круиз…
«Итак, завтра мы уходим! […] «Да неужели вы пойдете на этой „скорлупке“ в дальнее плавание?» – спрашивали одни. «Как на этом суденышке вы поплывете в океан?» – удивлялись другие. […] „Тамара“ построена на знаменитой верфи в Гласгоу и спущена на воду в 1883 году. Длина ее между перпендикулярами 205,5, при наибольшей ширине в 25,5; углубление кормою 13,8. Водоизмещение 623 тонны; запас угля 140 тонн; воды 12 тонн и льда 0,5 тонн. Корпус яхты стальной, рангоут состоит из двух деревянных мачт. Машина Эльдера развивает 1020 индикаторных сил, сообщающих скорость яхте 13,5 узлов в час. Окрашенная в черный цвет, с фигурою на носу грузинской царицы во весь рост».
Страницы книги пестрят подробностями о обычаях местного населения, об их отношениях с колониальными властями. Великие князья с удовольствием принимают участие в традиционных развлечениях коренного населения. Так, в Индии они охотятся на тигра и леопарда в джунглях у реки Каббани:
«Тигр вышел на просеку, свирепо, грозно посмотрел на индусов и бросился снова в чащу. Опять тишина, опять крики, и зверь, разъяренный преследованием, в три прыжка, по 15-20 футов, достиг сети, бросился на нее и оставил клочки шерсти, ударившись о кол. […] Загремел выстрел, за ним другой, и меткие пули Великого Князя Александра Михайловича положили хищника в сорока шагах от его Высочества. Из осторожности дали еще два выстрела и бросились к дорогой добыче. Под кустом лежал огромный королевский тигр».
Пребывание в Индии заняло всего несколько недель, и после чудной, полной разнообразия тропической растительности на островах Зондского архипелага флора южноазиатского материка показалась путешественникам бедной и однообразной. Однако ученые подробно описали все предметы, встреченные на маршруте следования. В предисловии к сборнику автор сообщает, что определение большинства видов растений и животных сделано благодаря профессору Кингу в Калькутте и доктору Тримэну в Перадении (Цейлон). Птицы определены графом Берлепшем в Мюнхене; часть зоологических коллекций – академиком г. Щтраухом. А бароном Ф. Ф. Врангелем, например, произведены замеры глубины Черного моря.
Книга увлекательна и познавательна, как и сами морские приключения Императорских Высочеств. Она вызовет живой интерес и подарит вам минуты отдохновения. Зайдите на портал НЭБ и составьте собственное мнение о литературном произведении «23000 миль на яхте „Тамара“».
«Где бы ни находилась стройная яхта, разрезала ли она океанские волны, или стояла в гаванях европейских и азиатских морей, далеко от культуры, – около островов, с девственною природою, – всюду пассажиры ее были счастливы. Перед ними открывались новые, неизвестные им до тех пор картины, созданные всемогущею рукою Творца и сохранившиеся в своей первобытной чистоте!»