Свои первые водительские права этот улыбчивый уральский пенсионер получил более полувека назад. Сейчас ему 72. И он все еще за рулем:
"Я сильно не гоняю. Я потихоньку. Тише едешь - дальше будешь".
С начала этого года в одной лишь Свердловской области произошло 6 ДТП с участием пожилых водителей. Вот кадры одной из таких аварий. На одной из улиц Екатеринбурга микроавтобус внезапно пересек встречную полосу и на скорости въехал в столб. Водитель умер прямо за рулем.
А в Угличе 13-летнюю девочку сбили прямо на пешеходном переходе. Лихачом оказался пожилой мужчина. Он уехал и даже не попытался помочь ребенку.
В темноте 60-летнему водителю требуется в 5-8 раз больше света, чем 20-летнему. А на высокой скорости время, чтобы четко различить объект, удлиняется.
И если кажется, что такие случаи исключение, то вот заголовки СМИ только за один лишь день. Искала данные по авариям с участием пожилых водителей:
"Это очень опасно, потому что человек, в момент когда ему становится плохо, уже не управляет автомобилем и может причинить вред еще другим людям", - подчеркивают в ГИБДД. .
Легенда советского автоспорта и автор методики контр-аварийной подготовки водителей Эрнест Цыганков не расставался с рулем и в 84 года. В одном из своих последних интервью (Эрнест Сергеевич ушел из жизни в январе этого года) он соглашался, что реакция у пожилых водителей уже не та, но у них другое преимущество:
"Пожилые водители, как правило, очень осторожны. У них большой не только водительский, но и жизненный опыт" - говорил он в интервью "РГ". "
Сейчас с наступлением весны на дорогу выедут возрастные дачники. Для таких пенсионеров, которые не ездили зимой и отвыкли от интенсивного движения, ГИБДД Белгорода организовало даже специальные курсы реабилитации.
Впрочем, по данным ГИБДД, чаще всего виновниками аварий становятся не пенсионеры, а молодые мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. С этим согласен и уральский пенсионер Михаил Иванович.
За рулем своей любимой "ласточки"он не разгоняется свыше 60 км в час. И уверен, что бед на дороге больше не от стариков, а от молодежи.
"Сейчас молодежь все по телефону за рулем разговаривает и правила не соблюдают", - посетовал он в разговоре с местными журналистами.
Безусловно, все люди разные. Если пожилой - совсем не значит, что немощный или неадекватный. Другой пенсионер ещё фору любому молодому даст. Но не все адекватно оценивают свое физическое состояние. С давлением, плохим зрением все равно садятся за руль.
По российскому законодательству возрастного ценза для водителей не существует. Было бы только положительное заключение медкомиссии.
Сейчас медицинская комиссия одинакова для всех категорий российских водителей - один раз в 10 лет при замене водительского удостоверения. Но одно дело проходить врачей в 30-40 лет, и совсем другое в 70-80. Разница в подходе должна же быть.
Представитель Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов предлагает сделать медосмотр обязательным для водителей старше 55 лет - раз в пять лет, а после 60 - раз в три года.
Вот о каком возрастном цензе идет речь. Цель не в том, чтоб запретить пожилым водителям после определенного возраста в принципе садиться за руль, а чтобы не пропустить заболевания, которые могут привести на дороге к трагедии. Что думаете?