Найти тему
Машерочка

Старикам тут не место. Нужен ли возрастной ценз для водителей?

Свои первые водительские права этот улыбчивый уральский пенсионер получил более полувека назад. Сейчас ему 72. И он все еще за рулем:

"Я сильно не гоняю. Я потихоньку. Тише едешь - дальше будешь".
У Михаила Леванюка - 52 года водительского стажа. Кадры ТК "4 канал".
У Михаила Леванюка - 52 года водительского стажа. Кадры ТК "4 канал".

С начала этого года в одной лишь Свердловской области произошло 6 ДТП с участием пожилых водителей. Вот кадры одной из таких аварий. На одной из улиц Екатеринбурга микроавтобус внезапно пересек встречную полосу и на скорости въехал в столб. Водитель умер прямо за рулем.

Авария с участием пожилого водителя в Екатеринбурге. Кадры ТК "4 канал"
Авария с участием пожилого водителя в Екатеринбурге. Кадры ТК "4 канал"

А в Угличе 13-летнюю девочку сбили прямо на пешеходном переходе. Лихачом оказался пожилой мужчина. Он уехал и даже не попытался помочь ребенку.

В темноте 60-летнему водителю требуется в 5-8 раз больше света, чем 20-летнему. А на высокой скорости время, чтобы четко различить объект, удлиняется.

И если кажется, что такие случаи исключение, то вот заголовки СМИ только за один лишь день. Искала данные по авариям с участием пожилых водителей:

Новости по поисковому  запросу - пожилой водитель, авария - за один день.Скриншот экрана.
Новости по поисковому запросу - пожилой водитель, авария - за один день.Скриншот экрана.
"Это очень опасно, потому что человек, в момент когда ему становится плохо, уже не управляет автомобилем и может причинить вред еще другим людям", - подчеркивают в ГИБДД. .

Зрение с возрастом ухудшается. Но некоторые  водители в возрасте в прямом смысле закрывают на это глаза.
Зрение с возрастом ухудшается. Но некоторые водители в возрасте в прямом смысле закрывают на это глаза.

Легенда советского автоспорта и автор методики контр-аварийной подготовки водителей Эрнест Цыганков не расставался с рулем и в 84 года. В одном из своих последних интервью (Эрнест Сергеевич ушел из жизни в январе этого года) он соглашался, что реакция у пожилых водителей уже не та, но у них другое преимущество:

"Пожилые водители, как правило, очень осторожны. У них большой не только водительский, но и жизненный опыт" - говорил он в интервью "РГ". "
Автомобильный гуру - Эрнест Цыганков. Кадры из фильма " Не такие. Байкеры"
Автомобильный гуру - Эрнест Цыганков. Кадры из фильма " Не такие. Байкеры"

Сейчас с наступлением весны на дорогу выедут возрастные дачники. Для таких пенсионеров, которые не ездили зимой и отвыкли от интенсивного движения, ГИБДД Белгорода организовало даже специальные курсы реабилитации.

В программе - теоретическая подготовка по ПДД, адаптационное практическое вождение, а также практикум по использованию медицинских препаратов при управлении транспортными средствами. Фото УГИБДД УМВД России по Белгородской области
В программе - теоретическая подготовка по ПДД, адаптационное практическое вождение, а также практикум по использованию медицинских препаратов при управлении транспортными средствами. Фото УГИБДД УМВД России по Белгородской области

Впрочем, по данным ГИБДД, чаще всего виновниками аварий становятся не пенсионеры, а молодые мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. С этим согласен и уральский пенсионер Михаил Иванович.

Уральский водитель-пенсионер за рулем своего автомобиля. Кадры ТК "4 канал"
Уральский водитель-пенсионер за рулем своего автомобиля. Кадры ТК "4 канал"

За рулем своей любимой "ласточки"он не разгоняется свыше 60 км в час. И уверен, что бед на дороге больше не от стариков, а от молодежи.

"Сейчас молодежь все по телефону за рулем разговаривает и правила не соблюдают", - посетовал он в разговоре с местными журналистами.

Безусловно, все люди разные. Если пожилой - совсем не значит, что немощный или неадекватный. Другой пенсионер ещё фору любому молодому даст. Но не все адекватно оценивают свое физическое состояние. С давлением, плохим зрением все равно садятся за руль.

По российскому законодательству возрастного ценза для водителей не существует. Было бы только положительное заключение медкомиссии.

Иллюстрация из открытых источников. С таким водителем страшно ездить даже собаке.
Иллюстрация из открытых источников. С таким водителем страшно ездить даже собаке.

Сейчас медицинская комиссия одинакова для всех категорий российских водителей - один раз в 10 лет при замене водительского удостоверения. Но одно дело проходить врачей в 30-40 лет, и совсем другое в 70-80. Разница в подходе должна же быть.

Представитель Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов предлагает сделать медосмотр обязательным для водителей старше 55 лет - раз в пять лет, а после 60 - раз в три года.

Вот о каком возрастном цензе идет речь. Цель не в том, чтоб запретить пожилым водителям после определенного возраста в принципе садиться за руль, а чтобы не пропустить заболевания, которые могут привести на дороге к трагедии. Что думаете?