Cегодня мы коснёмся проблемы, которая поразила всю современную музыку. Её называют смерть мелодии.
Аарон Копленд, знаменитый американский композитор, говорил, что музыка состоит из 4 основных компонентов - мелодии, гармонии, ритма и тональной окраски.
Но по факту мелодия уже составляет в себе 3 прочие составляющие из этого списка. Мелодия сама по себе может предполагать гармонию. Послушайте первые ноты известного рождественского гимна:
Несмотря на то, что перед нами лишь мелодия, она вполне очевидно предполагает гармонию. Обратите внимание на то как мелодия строится вокруг первого аккорда ми минор и мы буквально слышим его у себя в голове.
Что насчёт тональной окраски? Что же, для того, чтобы спеть или сыграть какую-либо мелодию нам понадобится инструмент или голос. Первое, как и второе, будет обладать тональной окраской, которая отразится в мелодии.
Что касается ритма, разумеется любая мелодия обладает ритмической составляющей. У каждой мелодии есть свой ритм даже если он является свободным.
Таким образом мелодия является удивительной музыкальной составляющей, способной содержать в себе все оставшиеся компоненты, обозначенные Коплендом.
Почему же тогда мелодия погибает. Вы, возможно, часто слышали об этом, но вряд-ли акцентировали внимание. Однако если присмотреться к популярной музыки, кинематографу и классике, снижение мелодичности на лицо.
Возьмём, к примеру, поп, а конкретно песню леди гаги "Poker Face". Как насчёт припева песни, принёсшей популярность One Direction, где по зонам в целом 3 ноты.
Или, скажем, в боле современной музыке. Куплет этой песни Тейлор Свифт состоит из 3 нот. Затем бридж, в котором их 2. А в припеве мелодии нет вовсе.
Или ещё современнее - Билли Айлиш. Всё это песни с первой точки чарта Billboard хотя бы в одной крупной стране мира. И ни в одной из них нет интересной мелодии.
Эти песни ни в коем случае нельзя назвать плохими, большинство из них крайне цепляющие. Они могут быть хороши в чём-то другом, но ни одну из них нельзя назвать мелодичной. А если мелодия и присутствует, то она не выступает в роли инструмента выразительности.
Вы в праве возразить, что им необязательно иметь мелодию, в этом их стиль, в этом их фишка. Но именно это мы и пытаемся сказать - мелодии вышли из моды.
Больше не круто писать интересные мелодии, всех интересует только крутой бит и жирный звук. Возможно эти песни обрели популярность как раз благодаря отсутствию мелодии. Это повод задуматься или даже взгрустнуть.
Разумеется, при наличии такого ограниченного числа нот этим песням довольно легко подпевать. Тенденция снижения мелодичности появилась и в других направлениях западной музыки. Взять, к примеру, популярного композитора Ганса Циммера.
По факту он невероятно талантлив и опытен в создании хороших мелодий когда они ему нужны. Вспомните мотив из темы Джека Воробья, как точно он отражает персонажа.
Но в более современных его саундтреках к Дюнкерку, Интерстеллару и фильму Начало вы не найдёте таких выразительных мотивов в более значимых отрывках. Удивительные звуковые оттенки, хорошие ритмы и живые гармонии, но крайне мало мелодии.
Безусловно, Ганс Циммер может себе это позволить. Он добился успеха благодаря умению чувствовать и следовать самым передовым трендам. Избыток мелодических линий не пошёл бы на пользу этим фильмам.
Но давайте спросим себя, почему? Когда мелодии вышли из моды? Вспомните работы Джона Уильямса, написавшего удивительные саунтреки к фильмам 70-х, 80-х, 90-х и 00-х.
Подобное ещё можно услышать в современных картинах, но в основном это будут эпические саги или детские мультфильмы. Тенденция добралась даже до современной классической музыки.
Возьмём для примера великолепное, всеми любимое произведение "Семь последних слов с креста" Джеймса МакМиллана. В нём потрясающая гармония, к примеру, в тактах в самом начале. Насыщенный тембр как в моменте, где Иисус бредит от обезвоживания, а затем жёсткий, исступлённый и грубый ритм во время того, как в крест беспощадно вколачивают гвозди.
Если Билли Айлиш показалась вам жёсткой, то как насчёт этого. Это удивительная работа, но мелодичной её не назовёшь. В ней есть мелодия и её отрывки, но по классическим меркам она не мелодичная.
Возможно это несправедливо, но мелодия играет второстипенную роль в данном произведении. Так что же случилось с мелодией? На самом деле сложно сказать. Данная тенденция формировалась в течении долгого периода времени в поп-музыке и поп-культуре, и уже оттуда распространилась на прочие музыкальные жанры.
В журнале Keyboard есть интересная статья на эту тему. Когда-то поп музыка была мелодичной
Но в определённый момент музыканты познали силу так называемого хука и потенциал повторяемости данного приёма. Вспомните "Whola Lotta Love" Led Zeppelin. Это и правда скорее хук, нежели полноценная мелодия. Такую комбинацию нот и ритма почти как рекламный джингл более легко воспринять и запомнить.
Идея запоминающихся хуков в какой-то момент одержала верх и в итоге песни стали строится преимущественно вокруг них. С развитием электронной музыки появились такие жанры как техно, движимые технологиями. И хотя такая музыка не всегда пробивалась в мейнстрим, её характер отражает снижение мелодичности в пользу прочих музыкальных качеств.
Эта песня заняла первые строчки хитпарада во многих с транах в 90-х. Тренд со временем добрался и до мейнстрима. Появился EDM - электронная танцевальная музыка.
Этот жанр сконцентрировался больше на саунд дизайне, чем на мелодиях. В нём много примеров отличного звучания и цепляющих хуков, но совсем нет мелодии.
И, конечно, развитие репа и хип-хопа, где исполнитель больше читает чем поёт, а на фоне обычно играет повторяющийся бит, основаный на единственном хуке.
Дальше - развитие ремиксов, в которых за основу берутся отрывки со старых длинных композиций, но обычно диджей вырезает 10 или даже 5 секунд композиции и использует их для создания своего хука.
Из старой мелодичной музыки получается хук без главной мелодии.
А возможно этот тренд связан с цифровым веком коротких сообщений и отрывочных мыслей. Возможно людям уже не нужны длинные цепочки рассуждений, им нужно что-то на один укус, быстро усваиваемое, чтобы мгновенно насытиться и успокоиться.
Сложно сказать почему что-то выходит из моды, но все эти тренды могут помочь понять почему на мелодии акцентируется всё меньше в современной музыке.
В истории уже не раз говорили о смерти мелодии: во времена Бетховена, Малера, а также о туннельной музыке 20-го века, в которой из-за мелодией порой было не уследить.
Но именно сейчас мелодия утрачивает свою функцию как инструмент выразительности. Она существует, в том смысле, что существуют ноты, которые можно пропеть, но их выразительность уже не может сравниться с качеством былых мелодий.