Музыкальная группа «Белая гвардия» создана в 1993 г. Зоей Ященко и Олегом Заливако. Первоначальный состав группы был любительским и просуществовал до 1997 года. А уже в следующем 1998 году в группу пришёл гитарист и композитор Дмитрий Баулин, который со временем стал саунд-продюсером «Белой Гвардии» и пригласил в коллектив профессиональных музыкантов. С тех пор группа регулярно концертирует по городам России и Европы, участвует в теле- и радио-эфирах, а своё 25-летие отмечала на сцене Малого зала Кремлёвского дворца. Тексты песен Зои Ященко неоднократно цитировал в своих романах писатель-фантаст Сергей Лукьяненко.
Любительский клип на песню Зои Ященко «Генералы Гражданской войны» в YouTube просмотрело более 6 миллионов пользователей. У Зои Николаевны вышла автобиографическая книга-интервью «За два часа до начала лета», а также несколько книг со стихами и рассказами. На сегодняшний день Зоя – одна из самых популярных исполнительниц бардовской песни.
– Зоя, как рождалась Ваша музыкальная группа?
– Сначала были стихи в школьных тетрадках, песни под гитару в кругу друзей, первые выступления на сцене журфака МГУ. А когда песен набралось на целую кассету, захотелось их записать с другими музыкантами. Вот тогда-то и родилась группа «Белая гвардия». В 1993 году на Грушинском фестивале песня «Белая гвардия» прозвучала впервые, и с тех пор её поют «от Москвы до самых до окраин...». А группа за это время записала 18 альбомов, ездит с концертами по городам и странам, выступает на профессиональных площадках – живёт!
– Вы - сочинитель не только музыки, но и текстов, у Вас серьёзное журналистское образование. Вы работаете со словом. Какой поэзии сегодня ждёт читатель, слушатель?
– Читатель всегда ждёт такой поэзии, от которой мурашки по позвоночнику. Не важно, какая эпоха, во все времена рождалась такая поэзия, от которой сердце замирает, и ты думаешь, что это на грани божественного. Человек так «сочинить» не может, это ему некие высшие силы на одно мгновение приоткрыли завесу, чтобы он мог услышать, увидеть, прочувствовать силу и красоту Слова. Того самого Слова, из которого рождаются новые миры.
Всё остальное – дань моде. А мода быстро устаревает, она так преходяща.
– Какие изменения претерпевает современная литература?
– Современная литература всегда в поиске, человек нового поколения всегда думает, что он-то круче, чем люди прошлого, и хочет доказать миру свою прогрессивность. Когда-то новым словом был футуризм – акмеизм – магический реализм, и столько появлялось модных литераторов, желающих соответствовать программе новомодных течений. Ну и что? А читаем мы сегодня тех, кто постиг тайну языка, кто написал так «вкусно» и так точно выразил свои мысли, что читать эту книгу большое наслаждение.
Мне очень нравится история про Пастернака и его жену. В молодости он писал такие... витиеватые стихи, видимо, будучи под влиянием современных литературных течений. Все восхищались этими стихами, он был уже очень популярным поэтом, а его жена пожимала плечами и говорила, что ничего не понимает... Он расстраивался и задумывался, почему так? Всем нравится, и только любимая женщина не оценила. И потом он начал писать по-другому: проще и точнее. Я больше люблю позднего Пастернака, он так близко подходит к вечности.
– Какие открытия, наработки, на Ваш взгляд, за два и более десятилетия Вы можете отметить в своём поэтическом творчестве?
– Всегда открываю душу, в каждой песне. Вот и все открытия. И все наработки – это только мои жизненные истории, которые я переживаю каждый день, из которых потом получаются новые стихи.
– Зоя, я замечаю, что со времени, когда Ваша песня «Белая гвардия» была неким символом эпохи, многое изменилось. Изменился настрой и Ваших литературно-музыкальных композиций. Появилось уныние… Это отражение времени?
– Ну если Вам кажется, что появилось уныние, тогда пора перестать это слушать. Значит, уже «не Ваше». Я же не могу всю жизнь петь «Белую гвардию», со мной случается множество других историй, и у этих историй другое звучание, совсем другие ноты. Кто-то чувствует и «слышит» сегодняшнюю жизнь так же, как и я. А кому-то требуется другая музыка. Это нормальное развитие событий. Со мной остаются «мои» слушатели, мы с ними вместе и смеёмся, и плачем. Просто в последнее время поводов для смеха сильно поубавилось, причём, как-то тотально, сразу во всём мире. Мне уже давно кажется, что современный мир – это «танцы с волками»... Я танцую свой танец так, как чувствую.
– В Вашей поэзии много сказки, света, надежд, детского восприятия мира. Как это удержать, когда пошлость и безграмотность уже становятся нормой в культуре в целом?..
– Надо учиться выбирать: куда пойти, что послушать, что прочитать. НЕ ходить туда, где пошлость, НЕ слушать тех, кто не имеет понятия о культуре, НЕ читать бездарных книг.
Я раньше приходила в театр и сильно расстраивалась, если в новом спектакле звучала пошлая шутка. А теперь я хожу в другие театры, с которыми совпадают мои эстетические вкусы. Солнечное искусство всегда существует, даже в самые серые времена. Я ощущаю себя ловцом «солнечных зайчиков». Они же никуда не делись, просто их нужно «поймать».
– Меняется ли сегодня бардовская песня в сравнении со временем 1960-х, 1970-х гг.? Как Вы относитесь к утверждению, бытующему с 1990-х ещё годов, что искусство зашло в тупик?
– Да вообще всё меняется! Было бы ужасно, если бы какая-то форма искусства вдруг остановилась и застыла. А жизнь бы пошла дальше. Было бы нелепо сейчас сочинять те же песни, которые так нравились людям в 60-70 годах прошлого века. Да и вообще на нашей круглой планете не может быть тупиков – даже по законам физики. У бардовской песни много новых имён, новых идей. Ну и пусть она отличается от классической. Я плохо себе представляю время, когда человеку больше не захочется взять в руки гитару и спеть СВОЮ песню. Пока в доме есть гитара, песни будут рождаться.
Беседовала Ирина УШАКОВА Источник: Журнал "Суждения"