Здравствуйте! У меня в архиве сохранились фотографии с одного из путешествий в Котельнический район Кировской области. К сожалению, название деревни я уже вспомнить не могу. Но зато запомнился мне там один очень интересный домик.
Внешне он выглядит не очень презентабельно. Деревянная обшивка стен потемнела, а доски на крыше сгнили. Некоторые стёкла в рамах уже разбиты. Даже глядя на фото, кажется, будто постройка покосилась.
Давайте зайдём внутрь. Так выглядят сени. В углу стоят ухваты и лопаты, на скамейке − гирьки. А рядом военная фуражка. Как нам рассказал местный житель с длинной бородой, тут жил советский полковник. После Великой Отечественной войны он служил в Германии.
Проходим в избу. Обстановка в доме вполне сносная. Даже не кажется, что мы зашли в обветшалую «заброшку». Вокруг относительный порядок.
Даже отремонтирована печка. Думаю, протопится без проблем.
Но что-то не то. В комнате нет тепла, присущего жилым домам, не звучат голоса и не пахнет свежеприготовленной едой. Зато на стене по-прежнему висит коврик с оленями.
Заглянув в полумрак спальни, я даже немного вздрогнул. Эта кучка тряпок показалась мне лежащим человеком. Похоже, тут кто-то недавно ночевал. Ведь не мудрено, дом даже сейчас, если подлатать, ещё подойдёт для проживания.
Почётное место в комнате занимает старый комод. Смотрится он очень красиво. Рука времени будто не коснулась мебели. И сейчас, будучи в заброшенном доме, смотрится он как новый.
Что же в нём лежит? Очень любопытно заглянуть в ящик. А здесь стандартный набор: лекарства, игральные карты, вырезки из газет, пакеты и разные упаковки. Завалялась даже пробка от электрического счётчика.
Над комодом висит шкафчик, который, похоже, сделал школьник на уроках труда. Вы представьте! Какой современный школьник может сотворить такое произведение искусства?
Что же внутри? Любопытство снова взяло верх и я открыл дверку. Внутри лежали радиолампы. Полагаю, жители дома были радиолюбителям, сами паяли различную электронную аппаратуру. Какие-нибудь радиоприёмники, усилители, и прочие устройства.
А в небольшой кухне, освещённый лишь тусклым светом из грязного окна, притаился большой резной буфет. Время тоже оказалось к нему благосклонным. Лишь только заставили его бутылками из-под крепких напитков разные «гости».
Плавно добрался я до веранды, где лежат старые вещи бывших хозяев. Среди них немало книг. В том числе достаточно старых. К примеру, «МУМУ» оказалась издана в 1949 году.
Следующая остановка − чердак. Что может рассказать о воспитанности и интеллигентности людей? Конечно же газеты и книги. Вот тут их очень много. Газеты лежат прямо целыми стопками-подшивками. Первое попавшееся мне издание рассказывало о печальном событии для Советского народа − гибели Юрия Гагарина.
Вокруг также разбросаны разнообразные раскраски и поделки. Не обошлось, конечно, и без предметов деревенского быта.
Из пыльного и грязного помещения хочется поскорее выйти на свежий воздух. Стоя на крыльце, заметил жестяную табличку, призывающую местных людей являться на пожар со своими вёдрами и баграми.
В одной из публикаций я рассказывал, что деревни в этих краях стояли очень часто − через каждые 300-500 метров. Даже стоя на крыльце, видно соседнее поселение. К сожалению, его уже покинули.
Глядя на старую карту Котельнического уезда, мне в голову пришло сравнение с виноградником. Деревни стояли вдоль рек словно грозди винограда. Их было так много, что диву даёшься. А теперь даже у дорог не все населённые пункты смогли выжить.
Кажется, вроде как могли в такой глухомани жить люди? Точно таким же вопросом задался мой товарищ, когда вместе с ним мы поехали искать монеты. Я же ему ответил, что в то время эти места не были глухими. Дороги, связь, торговля. Всё было. Да прошло...