Перевозчики пассажиров и опасных грузов столкнулись с транспортной безопасностью. Транспортная инспекция перестала выдавать спецразрешения на перевозку опасных грузов, а прокуратура начала требовать предоставить пакеты документов.Главным документом является паспорт безопасности. Его нужно оформить без ошибок.
Мы решили прояснить все нюансы у кандидата технических наук и основателя компании “ПрофиТБ” Михаила Хамидулина.
Михаил работает в сфере транспортной безопасности с 2013 года. За это время он провел более 1300 оценок уязвимости транспортных средств и объектов.
Кому не нужна транспортная безопасность?
Ранее не нужно было делать документы по транспортной безопасности перевозчикам, которые работают в сфере ритуальных услуг, или тем, которые осуществляют перевозки бесплатно, например, на школьных автобусах.
Согласно постановлению №1640 в этот список добавились транспортные компании, осуществляющие перевозки на определенных объектах или в сопровождении Росгвардии. Но закон все же немного сырой: если перевозчик опасных грузов осуществляет деятельность в присутствии Росгвардии, нужно ли ему делать паспорт? Ространснадзор запрашивает этот документ и не выдает спецразрешение. Оформлять паспорт тоже в таком случае затруднительно: чтобы подойти к машине, нужен специальный допуск. В итоге неизвестно, сколько времени уйдет на решение вопроса.
Многие перевозчики, которым вроде как не нужен паспорт безопасности, все равно обращаются за ним: госструктуры требуют. Кто-то пытается воевать с ними, а кому-то проще оформить документ и спокойно жить шесть лет. В одних регионах говорят одно, в других — другое. Возможно, со временем требования, указанные в законе, формализуются всеми проверяющими органами.
Изменения в законодательстве
Сначала работа велась согласно постановлению №924, действовавшему до 2020 года. Оно обязывало перевозчика провести оценку уязвимости и разработать план безопасности транспортного средства.
Перевозчики не любят изменений в законодательстве, ведь это лишняя морока. Но на сей раз оценку уязвимости и план безопасности якобы отменили, заменив их одним документом — паспортом транспортной безопасности.
Стало ли проще? Смотря с какой стороны посмотреть. Дело в том, что перед разработкой паспорта безопасности необходимо всем заново внести транспортные средства в реестр Росавтодора, а это, по сути, то же самое, что процедура категорирования. Федеральное дорожное агентство обязано включить автопарк перевозчика в свой реестр в течение месяца, однако на деле срок может быть иным.
На разработку паспорта также дается месяц. Помимо включения транспорта в реестр, нужно еще согласовать порядок доступа к данным технических средств с МВД, ФСБ и Ространснадзором, это процесс небыстрый и может занимать около шести месяцев, если не было допущено ошибок. Затем можно уведомлять Росавтодор об утверждении паспорта.
Как было, что стало?
Раньше на процедуру категорирования перевозчику давали три месяца, затем у него было ещё три месяца на разработку оценки уязвимости, а Росавтодор, в свою очередь, ее утверждал. Также три месяца давалось на план безопасности. Перевозчик участвовал в оформлении документов, но по большей части процедура ложилась на плечи специализированных организаций и Росавтодора. Теперь же перевозчик полностью несет ответственность за разработку документа. Ему необходимо правильно оформить паспорт, сделать сопроводительные документы. Причем не только в бумажном виде, но и в электронном.
Если допущена ошибка, Росавтодор может сразу и не сообщить об этом: перевозчику придется ждать и гадать, что им не понравилось. Дозвониться в ФДА не так просто, они завалены работой.
Важна каждая мелочь, указанная в паспорте безопасности, так как она обязательна к исполнению. Ространснадзор даже после утверждения паспорта может при проверке выявить нарушения в паспорте безопасности. Эта ситуация возникает из-за того, что Росавтодор просто ставит отметку о принятии документа. Если выясняется, что нарушены какие-либо требования, перевозчику грозит штраф, минимум 30 тысяч рублей. При повторных нарушениях можно лишиться лицензии.
Как происходит разработка паспорта транспортной безопасности
Перевозчик может разработать паспорт безопасности двумя способами. Сделать его самостоятельно, при этом, если перевозчик уже делал оценку уязвимости и план безопасности, то можно взять за основу существующие документы и схемы. Ведь, как было сказано выше, паспорт заменяет собой как раз оценку и план.
Или второй вариант — обратиться к специалистам. Обычно такая работа проходит в пять этапов:
- сбор исходных данных;
- подготовка чертежей;
- написание паспорта;
- оформление паспорта и документов к нему;
- отправка, сопровождение и получение паспорта в Росавтодоре.
Объединение ТС в один модельный ряд
Ранее можно было опереться на одинаковые характеристики транспортных средств (одинаковые названия в ПТС), но теперь внесена значительная поправка: так могут сделать только перевозчики, осуществляющие перевозки по одному маршруту регулярной перевозки пассажиров. Если маршрутов более одного, на каждый нужно делать отдельный паспорт, а это долгий процесс.
Внутри паспорта
Внутри паспорта помимо характеристик ТС находятся инструкции, которые должен соблюдать перевозчик и экипаж транспортного средства.
Транспортное средство должно быть соответствующим образом оснащено, а оборудование должно быть сертифицировано. При этом требуется сертификация МВД по постановлению № 969.
Если условия не соблюдены, видеокамеры придется менять, а это огромные лишние траты и убытки.
Есть еще такой момент: если осуществляется перевозка опасных грузов, то вторая камера обязательно должна быть направлена на место размещения груза.
Кроме технического оснащения в салоне или кабине должны находиться плакаты (пассажиров следует оповещать о входе в зону транспортной безопасности). Это требование очень часто нарушают.
Также транспортная компания должна раз в год проводить учения с МВД и ФСБ, чтобы не попасть на штраф за несоблюдение транспортной безопасности. Предварительно их необходимо уведомить в письменной форме.
Кому нужна аттестация по транспортной безопасности?
Сейчас ведутся бурные дискуссии о том, кого нужно аттестовывать, а кого — нет. Раньше в постановлении № 924 было написано, что субъект транспортной инфраструктуры должен назначить лицо, ответственное за транспортное средство из числа экипажа, им был водитель. Значит теперь ответственный может не находиться в экипаже, к примеру, быть в офисе.
Для полноценного обеспечения транспортной безопасности необходимо проводить обязательный осмотр до и после рейса, а при перевозке опасных грузов — еще и после погрузки. Проводить такие осмотры могут только силы обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть обучены и аттестованы.
Над формулировками закона нужно работать и работать, требуется много уточнений. Перевозчикам по каждому конкретному случаю лучше все же обращаться к специалистам.
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅ Подписывайтесь на Яндекс-Дзен для перевозчиков
✅ Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅ Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅ Подписывайтесь на Telegram-канал