Найти тему
Кавказ Сегодня

Гаджимет Сафаралиев: «Народное согласие не создаётся постановлением партии и правительства»

Эксклюзивное интервью для "Кавказ Сегодня" ко Дню единства народов Дагестана

Гаджимет Керимович Сафаралиев - советский и российский физик и государственный деятель, депутат Государственной думы Российской Федерации III, IV, V, VI и VII созывов. Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной физики Дагестанского государственного университета, член-корреспондент РАН
Гаджимет Керимович Сафаралиев - советский и российский физик и государственный деятель, депутат Государственной думы Российской Федерации III, IV, V, VI и VII созывов. Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной физики Дагестанского государственного университета, член-корреспондент РАН

- Гаджимет Керимович, здравствуйте! Первый вопрос – по поводу замечательного праздника, Дня единства народов Дагестана. Опыт региона в этом смысле уникален – самая многонациональная республика России не только сама живёт в мире и согласии, но и может быть примером для многих других. В чём, на Ваш взгляд, уникальный секрет этого добрососедства, хранимого веками?

- Добрый день! Вы правы, согласие действительно складывалось веками - в силу географического положения, в силу многообразия отдельных этносов, составляющих народ Дагестана и объединённых на одной территории… Я как-то разговаривал с академиком Чикобавой (Арнольд Степанович Чикобава - грузинский и советский лингвист, доктор филологических наук, академик АН Грузинской ССРРед. ). Это был известнейший лингвист, который даже сделал письменность для нескольких дагестанских языков. И он говорил, что процентов 50-60 лексического содержания наших языков имеет большое сходство. Есть заимствования, взаимовлияния. Хотя, правда, представители одного этноса, но из разных сёл, не всегда друг друга понимают. Потому что диалекты формировались в силу определённой географической изолированности.

Кроме того, мы по духу, по нравственному и бытовому укладу – народы очень близкие. Дагестан оказался на границе между Севером и Югом, что не могло не сплотить коренных жителей. Веками через эту землю проходили чужие войска, и это формировало у местного населения традиции взаимовыручки, «чувство локтя». Всё это перешло с годами в особый национальный уклад. Насколько я помню, у нас за всю цивилизованную историю Дагестана внутренних межнациональных конфликтов никогда не было! А за последний век особым скрепляющим фактором стал русский язык.

-2

Ещё в 30-е годы шли споры о том, какой язык должен стать в Дагестане средством межнационального общения, как бы государственным. Склонялись к тюркским языкам. В частности – к кумыкскому, потому что он был в широком обиходе и являлся «языком торговли», поскольку торговать приходилось на равнине. Но реалии текущего времени определили на роль языка межнационального общения именно русский. И он настолько вошёл в нашу жизнь, в нашу кровь и наше сознание, что вы можете сейчас в любое горное село поехать – с вами будут говорить по-русски. И не только говорят, мыслят по-русски! Родители часто расстраиваются, что их дети, к сожалению, отдаляются от родных языков.

Приведу простой пример. Чтобы со своей родной бабушкой пообщаться, мне самому лично пришлось выучить лезгинский. Вот такая ситуация, такая данность… Я учился в нашей самой старой школе – Махачкалинской школе №1, ей в этом году 150 лет – у меня было 13 основных учителей. Из них 11 были русскими учителями, которые дали мне такую «базу», что её мне хватило и в институтах, и в аспирантурах, и в докторантурах. И язык, и физика, и математика, и история…

Здесь ведь в чём дело? Дагестан в своё время находился в вассальной зависимости от Персии, сюда пыталась залезть Османская империя, были другие разные попытки – монголы, хазары… Но народы Дагестана хорошо понимали всю эту ситуацию. Приходили и уходили захватчики, а оставались просветители. Достаточно вспомнить «десант» русских учителей. А после войны приехали учёные из России, которые создали здесь филиал академии наук. Всё это, в целом, дало совершенно иную картину. Да и сама Махачкала – ведь наша столица была основана Петром Первым как Порт-Петровск. Это был всегда очень дружный многонациональный город. Всё формировалось постепенно, годами и веками. Народное согласие не создаётся постановлением партии и правительства. Оно складывается исторически.

Порт-Петровск (Махачкала, Дагестан)
Порт-Петровск (Махачкала, Дагестан)

Моя бабка, которая училась в Баку, Стамбуле, изучала арабские, тюркские языки, - так она на русских молилась! Говорила: «При них землетрясения и наводнения закончились, жизнь нормальная стала!». Шутка, конечно. Но в каждой шутке, как говорится… (смеётся).

У нас сейчас вообще здесь нет никаких вопросов в этом плане. И многие русские, которые выехали отсюда в 90-х годах, вернулись обратно в Дагестан. Говорят, не смогли жить в центральной России. Мы все – одного менталитета, со своим кавказским, южным характером и укладом. Мы друг друга хорошо понимаем и можем жить только в согласии и дружбе. И точно такие же отношения – во всех наших северокавказских республиках.

Здесь ведь не столь важно, какой ты национальности. Важно принимать и уважать эту землю, её уклад, традиции, особенности. Важно быть человеком, всё остальное вторично. У меня один дядя был женат на терской казачке, другой – на донской. И у нас далеко не редкость смешанные браки. Здесь все свои, чужих нет!

- Многонациональный народ Дагестана дал России множество светлых умов, настоящих патриотов, выдающихся деятелей в самых различных областях – науке, политике, экономике, общественной жизни, искусстве, здравоохранении и так далее. Но отечественная история – сложнейший процесс, отмеченный не только достижениями, но и драматическими страницами. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о дагестанской интеллигенции – её историческом пути, судьбе, миссии…

- Интеллигенция ведь тоже формируется на определённых периодах развития государства. До революции, например, считалось хорошим тоном послать учиться детей в Санкт-Петербург, Ростов, другие крупные города России. Учились на инженеров (горных, железнодорожных) – считалось, что это хорошее образование, позволяющее занять положение в обществе. То есть, формировалась сугубо техническая интеллигенция.

После Октябрьской революции – в этом плане нужно отдать должное советскому государству – многое было сделано, чтобы поднять культурный, научный, образовательный уровень представителей Дагестана. И следует отметить, что в республике всегда была сильна тяга к образованию: это считалось уважаемым и важным делом. У нас, если не ошибаюсь, было где-то 1600 школ здесь – при мечетях, в виде каких-то реальных училищ, ремесленные, железнодорожные. Считалось, что учиться – это обязательно.

-4

Также много наших представителей находились до революции в Турции, Иордании, Саудовской Аравии, эмиратах – это специалисты в области Ислама, богословы, толкователи Корана. В числе лучших чтецов Корана – представители Дагестана. До сих пор в Турции, например, большая научная прослойка – дагестанцы.

Интеллигенция формировалась и по мере открытия вузов. В 30-е годы несколько таких учебных заведений открылись: сельскохозяйственный институт, педуниверситет, позже – женский педагогический университет, который потом стал классическим. Дальше, на его базе – технический университет… Это всё очень здорово приветствовалось, развивалось. И руководители Дагестана в те годы понимали, что за счёт индустриализации республики мы сможем поднять уровень жизни людей.

Далее были построены прекрасные предприятия – мощнейший судостроительный завод в Каспийске, таких было всего два в Советском Союзе. Авиационный электромеханический завод в Кизляре. В Дербенте, во всех других крупных городах создали предприятия. Соответственно, появилась новая техническая интеллигенция.

Кроме того, работали театры на всех языках. Самым крупным был русский театр, где играли многие выдающиеся актёры, в том числе – Иннокентий Смоктуновский. Уже потом, когда я с ним общался в Москве, Иннокентий Михайлович с большой теплотой рассказывал о Махачкале, о Дагестане. Единственное - в шутку жаловался, что читаемые им монологи не слышны из-за проходящих рядом с театром по железной дороге поездов. И спрашивал, смеясь: «Поезда ещё у вас ходят? Актёров слышно?».

У нас ещё есть мощная научная интеллигенция. Был создан Дагестанский научный центр академии наук, несколько институтов – физики, геологии, языка и литературы… всего восемь институтов. Я сам, как физик, знаю, что приехало много выдающихся физиков из разных уголков страны. Они хорошо потрудились здесь, создали свои научные школы, которые до сих пор продолжают работать.

-5

Конечно, здесь нужна была государственная воля. Но огромное желание и благодатная среда - вот это поле, которое засевали научными, образовательными, культурными идеями – оно было готово к хорошему «урожаю». Соответственно, появились и щедрые плоды – выдающиеся учёные, композиторы, актёры, деятели культуры, педагоги… И это всё сохранилось! А после 90-х годов стало возвращаться на круги своя. Мы помним эти сложные времена, когда представители интеллигенции вынуждены были заниматься бизнесом, чтобы выжить. И когда «лихие» годы закончились, стало снова престижно и почётно быть учёным. Появились системы грантов, молодёжь стала подтягиваться…

В советское время считалось так: каждый регион должен иметь один, как минимум, вуз. А фактически их было два-три.  В своё время Юрий Андреевич Жданов (Ю. А. Жданов - советский и российский учёный, ректор Ростовского государственного университета в 1957-1988 годах, доктор химических наук, кандидат философских наук, профессор, член-корреспондент АН СССРРед. ) говорил: «Есть города, где есть университеты, и есть просто города». Поэтому важно было иметь университет.

Будучи депутатом Госдумы, я знаю, насколько сейчас в целом по стране увеличился бюджет по образованию и науке. К сожалению, в последнее время пошёл определённый «крен» на поддержку только крупных, центральных вузов – Москва, Питер, Новосибирск, Омск, Томск, Ростов. И всё. А остальные? Сейчас я пытаюсь такую «волну» поднять, чтобы создать Северо-Кавказское отделение Российской академии наук. У нас есть для этого мощные кадры, институты. Имеются желание и возможности. Но пока есть сопротивление РАН – потому что научными центрами легче руководить, чем отделениями. А это могло бы дать большой толчок для устойчивого развития региона, сполна используя его научный потенциал.

Конгресс интеллигенции Республики Дагестан
Конгресс интеллигенции Республики Дагестан

В целом, интеллигенция поддерживает уровень республики, и он у нас неплохой. Но хотелось бы, конечно, большего. Я, разумеется, очень уважаю спортсменов и всегда их приветствую, но вынужден констатировать: человек науки у нас не имеет и сотой доли того внимания в сравнении с теми, кто кого-то поборол или куда-то мячом попал. Но Дагестан – это ведь не только спорт.

- Вы сочетаете работу в академической науке (около 200 научных статей, учебников и патентов) с депутатской деятельностью в Госдуме - вот уже пятый созыв подряд. Не мешает ли одно другому?

- Я в Думу никогда не собирался и вообще никогда не планировал делать политическую карьеру. Занимался активно наукой. Но вот получилось так, в силу разных причин. Из пяти созывов три созыва я был в комитете по образованию и науке, занимался непосредственно тем, что хорошо знаю. Это высшая школа и наука. Многие законы, которые принимались, и которые со стороны правительства шли, и со стороны академии наук, и которые мы сами инициировали – они работали на развитие нашей науки и образования.

Например, мы сейчас пришли к образу послевузовского распределения. Ведь раньше считали, что не надо распределять, образование дали – а рынок сам всё «устаканит». Но не получается! И вот сейчас воплощается такая форма послевузовского распределения, как целевая подготовка. Человек поступает, а уже со 2-3 курса на него выходят представители работодателя. Начинают с ним работать, заключают договор. И выпускник потом в обмен на гарантированное трудоустройство обязуется отработать там сколько-то лет.

Сейчас ввели поправку к Закону об образовании в части прохождения студентами практики, которой они лишены все прежние годы. В организации практики будет участвовать не только будущий работодатель, места её могут меняться. Всё это направлено на то, чтобы вуз дал более качественную подготовку студентам… Можно привести и другие примеры.

Гаджимет Сафаралиев в Госдуме РФ
Гаджимет Сафаралиев в Госдуме РФ

Сейчас я снова в комитете по образованию и науке, возглавляю Экспертный совет по высшей школе. Мы там обсуждаем очень много интересных идей, решаем важные вопросы, разрабатываем законодательные инициативы. И в этом плане я получил большое удовлетворение именно с позиции учёного – потому что определённую лепту в развитие науки и образования внести удалось.

И вот что важно: от науки я никогда не отрывался. И лекции читаю… Раз в месяц удаётся здесь, в Махачкале. Параллельно работаю в Национальном исследовательском ядерном университете (бывший МИФИ). Там читаю лекции для магистрантов, пятый курс: нанотехнологии, микроэлектроника и так далее. Веду аспирантов. Кстати, как раз перед началом пандемии у меня защитился 27-й кандидат наук. Поэтому – я полностью «в теме». К тому же наука – это тот «кусок хлеба», который у меня никто не отнимет (улыбается).

- Да, это правда. И тем не менее, несмотря на научную деятельность, Вы – автор более 40 законопроектов, соавтор 267 законодательных инициатив в Госдуме. Какие из них считаете наиболее значимыми? Приведите, пожалуйста, хотя бы несколько примеров.

- Очень важным считаю уже упомянутый законопроект о целевой подготовке. Это раз. Второй момент – я инициировал закон о продлении возраста нахождения в должности ректоров или директоров институтов. Поскольку мы увеличили пенсионный возраст, а в научных, творческих учреждениях нельзя жёстко подходить к возрастным рамкам: подошёл возраст – в отставку. Так мы можем потерять «золотой фонд» управления вузами, выдающихся учёных.

В прошлом созыве я был председателем комитета по делам национальностей. И тогда была чисто моя инициатива: мы подготовили и провели закон, обязывающий руководителей муниципальных образований отвечать за соблюдение прав в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Было предусмотрено создание в муниципалитетах структур, ответственных за недопущение конфликтов в данной сфере. Раньше ведь специально этим никто специально на местах не занимался! Должен сказать, что процентов на 80 принятый закон сработал чётко. И продолжает работать. Он позволяет эффективно мониторить ситуацию в этой области по всей стране.

-8

Ещё пример – когда работал замом председателя комитета по местному самоуправлению. Был заслан, послан, отправлен (смеётся) туда по заданию руководства республики…

- Делегирован.

- Да-да, делегирован! Там было два момента, которые отношу себе в плюс. Это законопроект по землям отгонного животноводства. Данный вопрос хорошо известен в Дагестане, поэтому посвящённым в реалии нет нужды его объяснять. Скажу лишь одно: как оказалось, проблема отгонного животноводства актуальна в 26 регионах страны! Была проведена большая работа, результатом которой явилось решение не принимать федеральный закон, а передать решение проблемы в регионы. И на региональном уровне эти вопросы сейчас успешно урегулированы.

Ещё один рамочный закон – о наукоградах. Это сейчас модно говорить о всяких «силиконовых долинах». У нас были наукограды, которые создавали в советское время как центры научной мысли. А когда был принят закон о местном самоуправлении, то получилось, что градообразующие предприятия, институты никакой роли не играют. Они подчиняются местному самоуправлению и теряют свою основную функцию. Мы тщательно изучили ситуацию и приняли рамочный закон о наукоградах, вернув им часть полномочий и сохранив тем самым «зерно» нашей мощной отраслевой и академической науки. В результате, институты оживились и начали эффективно работать. А то порой звучат предложения – давайте, мол, тоже создадим какую-нибудь «долину»! Да не надо ничего создавать, есть уже! Кадры есть, это самое главное. Их ведь невозможно подготовить за год-два, минимум нужно 20. Зачем же терять то, что уже имеем? Обнинск, Королёв, Новосибирск… очень важно, что эти научные площадки сегодня сохранены и успешно работают.

-9

Принятых законов было много, все они важны. Но вот эти, навскидку – то, что приходит на память.

- Спасибо. И напоследок вернёмся к тому, с чего начали. К народному единству. Не секрет, что это единство устраивает далеко не всех. Имеются силы, которые очень хотели бы его разрушить. Правда, безуспешно. И всё же, на Ваш взгляд, что нужно делать, чтобы никакие зёрна экстремизма, религиозного и иного радикализма никогда не дали свои побеги на благодатной и дружной земле Дагестана?

- Мне кажется, что основа основ в данном случае – это культура. Нам необходимо всеми силами повышать культурный уровень народа. Знание обычаев, истории, знание того, как мы жили на этой земле испокон веков – оно даёт возможность воспитывать молодёжь в определённом духе.

Мы часто говорим о патриотическом воспитании. Но патриотическое воспитание без знания истории, без глубокого знания национального наследия – оно не может быть. Гордиться нужно не номинальной принадлежностью к народу, а осознанной принадлежностью к его культурному, историческому наследию.

На чём воспитывать? На исторических фактах, например. Когда дагестанцы объединялись против общего врага. Когда в сложные моменты люди разных национальностей приходили друг другу на помощь.

В противодействии экстремизму уклон должен быть не на силовые органы, а на органы образования и культуры. Потому что при повышении культурного уровня народа многие вопросы отпадут сами собой. Ведь многие не только мусульмане, но и христиане, к сожалению, часто имеют поверхностные суждения о том, приверженцами чего являются. Все ли из них полностью читали Библию? Все ли полностью читали Коран? Увы, таких очень мало. А ведь в этих священных книгах есть ответы на главные вопросы.

В 96-м году, по-моему, когда я работал проректором ДГУ, мы создали группу, редколлегию такую, которую возглавлял наш дагестанский специалист Нури Османов, работавший в своё время с Евгением Примаковым в Москве. И мы тогда сделали смысловой перевод Корана. Я просто участвовал в работе редколлегии, авторского коллектива. И для того, чтобы понимать, о чём речь идёт, изучил историю Арабского халифата, исследовал многие вопросы, связанные с Библией, с возникновением христианства. Изучал религиозные течения, исторические факты, вопросы, связанные с созданием Корана…

-10

Суть в том, что есть подстрочный перевод, а есть смысловой. И если люди понимают, о чём идёт речь – это уже совершенно иной уровень восприятия.

Я в школе хорошо знал историю. И сейчас неплохо в ней разбираюсь. Знаете, почему? Потому что у меня в школе была прекрасная учительница истории – Вера Дмитриевна Коханова. Заслуженный учитель России. Из-за уважения к ней, любви к этому замечательному человеку и педагогу, я историю учил не по учебнику. Читал дополнительные книги, пытался узнать больше, чем предусмотрено школьной программой.

Очень важно - со школы, с детского сада – поднимать культурный уровень человека, прививать ему любовь к истории своего народа, уважение к ближним. Действия силовых структур – это уже работа над исправлением ошибок, но намного важнее избежать ошибок в принципе. Тогда и не будет этих «зомбированных», одурманенных мальчиков, которые борются неизвестно за что, прикрываясь знаменем Ислама. При этом мало что зная и понимая в Исламе.

Воспитание культуры даёт тягу к знанию. А знающего человека невозможно обмануть, одурачить. Напротив, незнание всегда рождает страх. Скажем, тот, кто не знает, чем живёт Дагестан – он просто боится его! А тот, кто однажды побывал здесь, увидел его красоту и гостеприимство народа, возвращается сюда с благодарностью.

Приезжайте! У нас сейчас ежедневно 17 рейсов в Махачкалу. И, кстати, все самолёты полные. Отели все забиты. Санатории, уже и частные дома – всё занято. Да, это отчасти из-за закрытия границ. Но что они потом говорят? Говорят, что на следующий год ещё раз приедут. Потому что народ приветливый, радушный. Потому что русский язык все прекрасно знают. И такие же горы, такое же море. Даже лучше.

Как каждый из нас любит отца и мать – так и Родину свою любить нужно. Ближних своих, историю, культуру. И ещё раз повторю: это нужно воспитывать с детства.

- С коллегами по Госдуме есть взаимопонимание по всем этим вопросам?

- Разумеется. Дума – это ведь такой слепок населения, своеобразная модель нашей страны. Там очень много достойных, опытных людей, которые и в своих регионах делают благое дело для соотечественников, и представляют их интересы в парламенте.

Когда езжу по регионам, меня часто спрашивают: «Вы откуда?» - «Из Дагестана» - «А как там в Дагестане?». Отвечаю: «Вы меня уважаете? Хорошо ко мне относитесь?» - «Да, Вы нам нравитесь» - «Так вот в Дагестане таких, как я, и даже лучше - три миллиона человек».

Знание приводит к пониманию. Понимание даёт уважение и единство. К этому, на мой взгляд, и нужно стремиться.

Олег Пономарев