Найти тему

Берлинские дневники. День 358.

Суббота

Первые полноценные выходные в новом качестве на территории Германии.

Последние месяцы в силу того, что вся работа моя была в режиме “фриланс”, я совершенно безразлично относилась к выходным и будням. В моём режиме жизни между ними не было ни малейшей разницы. Размытый график имеет и недостатки, и преимущества. Предоставленный сам себе, ты конечно чувствуешь свободу, но порой выходит, что нет полноценно ни будней, ни дней отдыха. Безделье и работа разливаются хаотичным потоком по всему времени жизни. Здесь же, в Берлине, я оказалась связана определенными рабочими и бытовыми обязательствами, которые определенным образом структурировали время и добавили в его поток разграничения. Вживаюсь в новые роли, внутренние страсти поутихли. Гармонизуюсь.

Провела репетицию-знакомство с одной фольклорной активисткой Берлина. Буду вместе с ней распевать на Масленицу в следующее воскресенье. Никогда не думала, что буду увлечена фольклором. А сейчас всё происходит как-то само собой, без специальных решений. Просто поток жизни предлагает возможности, а я ими любуюсь и пробую.

Попели от души, позвучали зычно так, ярко. Фольклор с точки зрения громкости и яркости звука при всём различии близок опере. И там, и там у голоса нет подзвучки. Когда я пою джаз или эстраду, мне совершенно не нужно напрягаться и заботиться о том, чтобы голос мой достиг слушателя, ибо есть микрофон, есть колонки, всегда можно сделать погромче, усилить. В народной музыке никакого усиления естесственно не было предусмотрено, поэтому нужно очень так крепенько орать (не всегда конечно-же, я в художественных целях обобщаю и утрирую), чтобы тебя из соседней деревни услышали.

Потренируюсь ещё, люблю пробовать своим рабочим инструментом новые формы звучания. Мне нравится некий универсализм, открытость, незацикленность на одном стиле и принципе звукоизвлечения. Это, кстати, помогает в работе с учениками. Не люблю навязывать свой стиль, предлагаю, слушаю пожелания, развиваю и раскрываю то, что интересно ученику, а не мне. Любопытно, как много было в процессе моего обучения всяких “нельзя” и “не правильно”, которые в действительности были просто частью стилевых ограничений. То, что нельзя в одном стиле, очень даже можно в другом. Сколько существует вокальных школ! Есть некие универсальные законы - дыхание, гортань, резонаторы, связки, а дальше надстройкой идёт формирование совершенно разного тембра. И один человек вполне может играть тембрами и стилями.

Послушала много о политике, о вирусе, о мыслях людей, живущих здесь, в Германии, насчёт сложившейся ситуации. Поясню для своих живущих в России читателей. Вы, наверное, думаете, как тут в Европе классно, ан нет. Демократия здесь превратилась в совершенный тоталитаризм. Нокдаун продолжается, а люди терпят всё новые и новые ограничения собственной свободы. Кажется, за этот год даже те, кто поначалу рыпался в активных формах протеста, поутихли, подустали, заплесневели. Правительство всё дальше и глубже тестирует границы человеческого терпения по отношению к несвободе.

Жаль детей, для которых год жизни - существенная единица. Если позиция взрослого человека за этот год могла ещё остаться нерушимой хотя бы внутри, не обязательно публично, то дети легко вжились в игру “жертва” и “слепая вера”.

Да, здесь по прежнему работают только магазины первой необходимости, даже магазины одежды, дорогие мои друзья, закрыты.

Весь потребительский рынок переполз в онлайн.

По всей стране колоссальное количество банкротств и разорений во всех сферах.

“Подушка безопасности” у Германии большая, но не бесконечная.

Много людей, оставшись без работы, сидят на пособиях. Да, правительство здесь оплатит тебе квартиру, даст немного, правда достаточно для жизни денег, но в эту роль “жертвы” можно очень быстро вжиться, не просто перестать барахтаться, а перестать даже и думать об этом. Стать инертным последователем навязанных извне правил и стандартов жизни.

Кафе, рестораны, концертные залы, стадионы, кинотеатры, школы, садики, университеты - всё закрыто. И в это всё я переехала из русской “вольницы” с её великолепным “авось” совершенно сознательно. Глупа? Возможно. Так распорядилась судьба, я не стала сопротивляться.

Расскажу одну историю.

Подходим к ларьку, который продаёт еду и напитки “с собой”. Сейчас, это единственная возможность для кафе держаться на плаву (доставка и “на вынос”).

Конечно же без масок, ведь мы на улице. Дышим вечерним весенним воздухом. Два подростка лет 14-ти, стоящие впереди, просят соблюдать дистанцию. Стоят, натянув на морду лица маски FP2, абсолютно уверенные в своей правости и правильности. В ужасе делаем шаг назад. Пытаемся объяснить ребятам, что маска уменьшает количество вдыхаемого кислорода, что её не стоит носить всё время, что это снижает в том числе иммунитет, но в ответ видим лишь замутнённые пропагандой глаза, совершенно равнодушные к здравому смыслу. Люди сторонятся людей, люди боятся людей.

Многие знакомые мои здесь не в шутку думают о переезде в Россию. Даже те, у кого уже нет двойного гражданства. Цепи сжимаются, воздух душнеет.

#berlin

#берлин

#берлинскиедневники