Найти тему
Я не нытик

Звуки необычной музыки

С этим человеком мы, оказывается, давно знакомы. Заочно. Часто он приходил в мое сообщество во Вконтакте и оставлял разные комменты. Но тут как-то зашел я к нему на страницу и просто обалдел. Вот вы часто встречаете человека, который профессионально изучает музыку до 18 века и исполняет ее? Вот и я тоже - нет.

Наверное, родись он несколько столетий назад - был бы обычным трубадуром. А так он просто необычный человек. Итак, знакомьтесь - Александр Гребенюков!

Чем вам не Средние века?
Чем вам не Средние века?

- Почему музыка до 18 века? Это же очень необычно?

- Я по первому образованию историк. Я закончил Южный Федеральный университет. Ну а по второму - вокалист (Ростовская государственная консерватория). В консерваториях старинную музыку проходят. И однажды на занятии по истории музыки нам поставили оперу "Орфей" Клаудио Монтеверди. Я был потрясён этой музыкой. Так начался мой интерес. Ещё учась в консерватории, в 2014 году, мы с женой создали свой ансамбль - "Monte Verde". Исполняем мы музыку от 15 века до 18.
Насчёт необычности - это необычно для нашей страны, а в Европе и США подобные ансамбли и исполнители давно уже не являются экзотикой. Но они (европейцы и американцы) и начинали свой путь в этом направлении (исторически-информированное исполнительство) гораздо раньше.

- Слушаете ли другую музыку (современную)?

- Я слушаю самую разную музыку. Среди моих любимых исполнителей, в частности, the Beatles, Queen, Rammstein и АВВА)). У меня нет предубеждений перед стилями. Академическая музыка, рок, поп, современная или написанная 1000 лет назад - для меня неважно. Важно, насколько это хорошо звучит.

Счастливые, правда?
Счастливые, правда?

- О сообществе. Давно оно существует? Сейчас у вас 2 тысячи человек. Это много, мало?

- Сообщество "Музыка в истории" я создал 1 апреля 2019 года. Создал его изначально, пытаясь создать то, чего не хватало в первую очередь, мне самому)). Что касается количества участников - около 2000 это не слишком много пока, если сравнивать с группами, имеющими схожую тематику. Однако, я стремлюсь не просто к тому, чтобы доносить классную музыку до слушателя. Я хочу, чтоб слушатель постарался оценить исторический контекст и смысл того, что заложено в том или ином произведении. И многим это нравится. Я надеюсь, что 2000 - это не предел.

- Как вы находите исполнителей такой музыки?

- Когда я создавал своё сообщество ( https://vk.com/monteverdeensemble ), то многих исполнителей я уже знал. Некоторых даже лично, особенно, в нашей стране, поскольку круг людей, занимающихся этим в России, крайне невелик, ну а я также отношусь к числу исполнителей. А что касается поиска новых - это Интернет). При наличии Интернета и минимальном владении английским языком всё просто.

- Я в сообществе видел музыку 12 века. А разве тогда уже существовали ноты?

- Системы нотной записи существовали уже у шумеров и древних египтян. Правда, нет общепринятых вариантов её расшифровки и мы можем лишь строить гипотезы о том, как это звучало. Музыка же Средневековья имеет чёткую нотную запись. А уже примерно с 16 века нотная запись становится близка к современной. Так что в исполнении музыки 12, а также 11 или даже 9 века нет ничего сверхъестественного)).

Почему я упомянул именно 9 век - к этому времени относится жизнь и творчество Кассии Константинопольской. Кстати, единственной женщины, тексты которой входят в современную православную литургию.

Увлечены
Увлечены

- Да, на этой фотографии вы в перчатках. Женщина в них - понятно. Но мужчина?

- Это фотографии с выхода в свет в стиле ампир)). Вместе с нашими друзьями-реконструкторами. Ампир- это период с 1770-х примерно до 1820-х. По этикету этого времени мужчины тоже в перчатках, только других, естественно, отличающихся от женских.

- Я понял, кого вы мне напоминаете! Реконструкторов, фестивали которых проводятся каждое лето в Москве. Я еще думал, вот откуда берется такая непонятная тяга, допустим, к наполеоновскому времени или к славянам. Кстати, вы с ними никак не сотрудничаете?

- Сходство, несомненно, налицо. И да, у меня есть друзья-реконструкторы. Однако, есть и принципиальное отличие. Реконструкторы чаще всего, занимаются восстановлением материальной культуры просто для удовольствия. У большинства нет какой-то определённой цели. В музыке же исторически-информированное движение имеет вполне определённую цель - дать музыке звучать максимально хорошо. Об этом прекрасно сказал австрийский дирижёр Николаус Арнонкур (умер в 2016 если не ошибаюсь), легендарный музыкант, который был одним из патриархов исторически-информированного движения. Он рассказывал, что когда учился в консерватории (в Вене по классу виолончели) он, как и другие студенты играл некоторые произведения эпохи барокко, как и полагается по программе. И играя эту музыку он удивлялся тому, насколько это было скучно. В то же время свидетельства 17-18 веков говорят о невероятной экспрессии, взрыве чувств и т.д. И тогда, говорит Арнонкур, я подумал, может быть мы что-то делаем не так?

С того времени прошло уже немало лет. Арнонкур начинал свою карьеру в 1950-е. И в Европе тогда было то же самое, что сейчас в России- пренебрежительное отношение к таким исполнителям со стороны академического музыкального сообщества.

Но сейчас, как я уже сказал, в Европе это абсолютно нормально. У нас же этот процесс начался гораздо позже. Это не хорошо, и не плохо. Это просто данность)

Ну а с реконструкторами мы конечно, стараемся сотрудничать. Особенно в части старинных танцев. В нашей группе есть немного видео со старинными танцами.

- Сколько человек в вашем ансамбле? Расскажите о них!

- Ансамбль наш был основан в 2014 в классе Гридиной Юлии, педагога по вокалу, моего и моей жены. Изначально нас и было трое основных участников. Впоследствии, мы с женой остались двумя постоянными участниками. Художественный руководитель ансамбля с первого дня - моя жена, Гребенюкова Александра. Мы постоянно привлекаем других музыкантов для различных программ.

Конечно, с того момента как мы начинали, знаний у нас стало гораздо больше. Мы принимали участие в мастер-классах и проектах известных музыкантов, в том числе Майкла Чанса, Эндрю Лоуренса-Кинга, Хавьера Диаз-Латорре. Это легенды европейского исторически-информированного исполнительства.

Александр с Александрой
Александр с Александрой

- Александр, а расскажите немного о своей жене. Как вы познакомились? Когда?

- Моя жена заканчивала Ростовскую консерваторию как скрипачка, а впоследствии ещё и получила дополнительное образование там же как вокалистка

Познакомились мы с ней в самолёте. Работали вместе в Ростовском государственном музыкальном театре. Она работала в оркестре, а я в хоре. Мы летели из Москвы осенью 2011 года, с гастролей, и просто случайно получилось, что наши места были рядом.

Как сказала одна моя знакомая про нас - это по-настоящему высокие отношения)). Поскольку наше знакомство состоялось на высоте 10000 метров))

- А чем занимаетесь, помимо творчества? Кем работаете?

- В настоящий момент мы оба работаем в хоре Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. Сац.

Всё, что мы делаем так или иначе связано с музыкой. Театр, пение в церкви, наш ансамбль, мой блог.

Напоследок Александр заметил, как будто между делом:

- Да, я забыл ещё сказать что я занимаюсь историческим фехтованием)) Дестреза - испанская школа 16-17 веков.