Найти тему
Ещё мозги!

Гид по разбитому сердцу: почему так больно и как лечить (часть 2)

👉 Позавчера мы с вами начали путешествие в удивительный мир любовных зависимостей, когда раз от раза мы встречаем типичных негодных (игнорирующих, отвергающих, абьюзивных, эмоционально недоступных, обесценивающих, зависимых) партнеров, испытываем от встречи с ними пародоксальную эйфорию, потом все больно рушится, потом мы собираем себя и сво жизнь по кускам, потом тоскуем по "любви", - и на следующий заход.

👉 Мы так же поговорили о том, что не случайно эти типичные негодные партнеры так похожи некоторыми, самыми больными и токсичными моделями поведения на больное и токсичное поведение наших родителей, травмировавшее нас с детстве. Все верно, именно за это мы и выбираем этих партнеров, именно отсюда эйфория "мама вернулась! мама утешит бо-бо, поцелует и будет меня любить".

👉 Так же мы обозначили понятие "центрифуга" - это вся та жесть, которая происхоидт с нами после эйфории встречи с негодным партнером.

👉 А еще мы спросили друг друга: может, ну ее на фиг, эту любовь и эту эйфорию (если за нее так дорого платить)? Просто держись подальше от негодных партнеров? И тут появился интересный нюанс - странное чувство, будто с каждой серией к нам возвращается важная, казалось бы, навсегда потерянная часть нашей души, а вместе с ней вдруг заполняются все наши слабые места, появляются силы, отвага и творчество. И, да. Вам не кажется - все так и есть.

‼️ Но для того, чтобы двигаться дальше, надо быстро, коротко и максимально метафорично (так короче) про структуру личности и про то, как она меняется в процессе травмирования.

СТРАННЫЙ ДОМ СТРАННЫХ ДЕТЕЙ. От души прошу коллег простить все мои упрощения и метафоры, держать в уме кризис психологии и не бить меня по голове "Внутренним миром травмы" Калшеда.

Итак, представьте себе целую личность до встречи с травмирующими обстоятельствами в виде дома, где живет некий ребенок. В момент встречи с травмирующими обстоятельствами этот ребенок не может переварить все, что с ним случилось, он замирает и не может дальше жить. И тогда на сцену выходит

👉 Внутренний Критик, которого в аварийном порядке создает система ребенка из всякого мусора (токсичных моделей поведения родителей, мечты о том, как бы можно было удовлетворить неудовлетворенные родителями потребности, не привлекая внимания санитаров, самообвинения и тому подобных чудесных вещей). Внутренний критик принимает решение отделить самую травмированную часть личности и запереть ее в чулане. Был бы критик настоящим добрым опекающим взрослым, он бы нашел способ утешить и излечить раненного ребенка. Но критик - это просто экзоскелет, который в аварийном порядке создал малыш, чтобы выжить, и он не способен на такие взрослые поступки. Итак, в доме появляется

👉 Раненный ребенок, запертый в чулане. Он помнит про травму, громко плачет и зовет маму, чтобы та утешила его и полечила. Поскольку он бьется и громко плачет, Критик принимает решение закрыть ту часть дома, где могут слышаться крики раненного ребенка. Выходит здорово - "здоровая часть личности" не помнит про травму и надежно защищена от боли, которую испытывает ребенок. Однако часто в изолированном критиком крыле оказываются очень важные помещения типа туалета, сейфа с деньгами или кладовки с продуктами. Таким образом "здоровая часть личности" избавляется от боли, но лишается доступа к очень важным ресурсам.

‼️ На практике это выглядит, как изумительно рисовавший ребенок вдруг лишается способности рисовать, отважный - становится тревожным боякой, лингвистически одаренный - дислексиком и так далее. Время идет, и вся система взрослеет, сепарируется от родителей и отращивает фигуру настоящего...

👉 Опекающего Взрослого, который и способен реально все разрулить, взять на ручки раненного ребенка и полечить его. Но внутренний критик крайне тревожно и неохотно передает дела этой новой части личности, и потому до поры этот взрослый вообще не знает, что где-то в глубине дома есть секретное крыло, где живет раненный ребенок, за годы прекратившийся в настоящего Квазимоду. Опекающий взрослый спокойно наводит порядок в видимой части дома, не подозревая, что происходит в чулане.

👉 Раненный ребенок чувствует присутствие опекающего взрослого и начинает особенно громко кричать, крики становятся слышны в основной части дома, и тогда всю систему колбасит (в реале это выглядит как повышение тревожного депрессивного фона, аппатия и выгорание, запуск деструктивных моделей поведения). Иногда раненный ребенок сбегает из своего чулана, начинает бродить по дому (выглядит он жутковато: глаза горят, борода - до пояса, хриплый голос зовет маму). Все конструктивные части личности, повстречав этого раненного ребенка от ужаса валяют в штаны (тем более, что раненный ребенок полон негативных эмоций: гнева, страха, отвращения, больно лягается и страшно завывает) и зовет критика, чтобы тот навел порядок. Внутренний критик ловит раненного ребенка и снова сажает в чулан.

‼️ На практике это выглядит как наше "странное" поведение, когда контроль ослабевает. Когда мы ядерно приседаем кому-то на уши, или танцуем на стойке бара, или бросаемся отстаивать справедливость там, где ее отстаивать не надо, или напиваемся, или смотрим странное порно и так далее. Отличительная черта этого "побега внутреннего ребенка" - чувство освобождения в процессе странного поведения - и последующий стыд, который накрывает нас, когда внутренний критик берет ситуацию под контроль.

В итоге все будет хорошо - Опекающий Взрослый наконец примет дела настолько, что отыщет внутреннего ребенка, возьмет его на ручк, утешит, излечит, возьмет на поруки, откроет закрытое крыло дома (и вся личность наконец получит доступ к изолированным ресурсам). И вот один из путей внутреннего ребенка к опекающему взрослому - захват власти.

ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕХВАТЫВАЕТ КОНТРОЛЬ. Итак, в один из своих побегов внутренний ребенок доберется до пульта управления личностью, займет кресло (держим в уме развивающуюся на ветру бороду, горящий взгляд и завывания).

👉 Цель ребенка - найти маму (скоро ею станет опекающий взрослый, но раненный ребенок понятия не имеет, что в структуре личности есть такая часть). И захвативший пульт управления раненный ребенок начинает эту маму искать. Он точно помнит, какая она, и ярче всего раненный ребенок помнит ее токсичные части, травмировавшие его. Как только оказавшийся за пультом управления раненный ребенок найдет кого-то похожего на маму, его зальет эйфорией - наконец-то. Наконец-то боль, которую он испытывал, будет утешена. Наконец-то мама обнимет, полюбит и пожалеет.

‼️ На практике это выглядит как абсолютно неадекватное поведение. Мало того, что мы вдруг начинаем испытывать огромный спектр положительных эмоций в адрес абсолютно неподходящих людей (которые нас отвергают, абьюзят, игнорируют или выкачивают наши ресурсы). Так еще мы испытываем гнев, ужас когда эти люди дают нам понять, что никакой любви между нами не случится (или это будет такая любовь, что у окружающих нас близких и друзей волосы встанут дыбом).

💔 Итак, представьте себе раненного ребенка, остававшегося в изоляции годами, десятилетиями. Все это время он ждал маму и испытывал чудовищную боль. И вот мама нашлась, вот она стоит, только руку протяни. Нашлась - и тут же уходит, так и не утешив боль. Вообразите все, что он испытывает. Хотя - зачем воображать, каждый из нас прекрасно знает все эти ощущения. Именно это мы испытываем каждый раз, когда оказываемс в центрифуге несчастной любви на пике ее обрушения.

А вот о том:

👉 что происходит в центрифуге,

👉 как это выглядит со стороны,

почему все это - целительный процесс (несмотря на то, как это чудовищно выглядит со стороны),

👉 и как себе помочь -

в следующий раз.

❤️ и держитесь, если прямо сейчас вас прокручивает в центрифуге. Огромный спойлер: вы все делаете правильно, и все будет хорошо.

‼️Все мои тексты - в уютной тележеньке "Ещё мозги!" @Mozgiiiiiiiiii (десять i, я посчитала - кто ж знал, что название этой ссылки потом нельзя поменять)