В довоенные годы в абсолютном большинстве случаев выявленные ОГПУ, а затем НКВД, подпольные «антисоветские» организации существовали лишь в воображении следователей. Но были и реальные заговорщики.
В качестве примера практически неизвестной сегодня нелегальной организации, созданной в 1927 году в Красной армии, можно назвать «Союз синих».
Союз возник в выпускном классе 2-й Московской военно-инженерной школы командного состава. Его учредителями стали восемь курсантов. Потом их число возросло. Взгляды участников не были едины: от ультралевых (протроцкистских) до монархических. Но общая цель просматривалась вполне определенно - проведение подрывной работы, направленной, в конечном счете, на свержение советской власти. Генерал А. Зданович писал: "На собраниях «Союза синих» обсуждались планы развития организации, вовлечения в нее новых членов, был составлен шифр для переписки и приняты правила конспирации. Предусматривалась физическая ликвидация тех членов, которые встанут на путь предательства...» [1] .
Проследим судьбу одного из членов этого союза – курсанта Анатолия Яковлевича Скорбачева.
Судя по всему, «Союз синих», в который он вступил, возник в 1927 году, незадолго до окончания военной школы и распределения по военным округам.
Надо сказать, что в те годы в молодежной среде была своего рода «мода» на нелегальные организации.
- Так, согласно данным ОГПУ, в течение 1927–1929 годов было ликвидировало 28 «наиболее активных молодежных нелегальных организаций». Среди них – «Корпорация желания народов» (7 чел.), «Общерусский инициативный комитет национального возрождения и боевая студенческая дружина» (11 чел.), «Группа Кочегуро и др.» (6 чел.), « Крик Орленка» (17 чел.) и др. [2] .
Однозначного ответа на вопрос о том, почему молодые курсанты назвали созданную организацию "Союз синих" - нет. Можно предположить - исходя из войсковой принадлежности. Военно-инженерная школа готовила кадры для технических войск, которые имели черные петлицы с синей окантовкой. Либо исходили из того, что большинство "заговорщиков" распределялось в саперные подразделения кавалерийских частей, у командиров которых были синие петлицы с черной окантовкой.
Архивные документы свидетельствуют, что Скорбачев играл в "Союзе синих" заметную роль. В частности, он принимал участие в составлении программного документа (манифеста) союза. В нем отмечалось, что власть в СССР принадлежит разложившейся партии и не является ни пролетарской, ни крестьянской. В качестве основного метода борьбы с властью одобрялись террор и замена ее диктатурой армии.
По окончании военно-инженерной школы Скорбачев в августе 1927 года был назначен командиром саперного взвода 2-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа. Вскоре он и командир взвода из другой дивизии Смирнов попали в поле зрения сотрудников особого отдела – как лица, проводившие среди красноармейцев антисоветскую агитацию, выражавшуюся в критическом отношении к политике партии на селе.
На начальном этапе следствия особисты не придали серьезного значения полученной оперативной информации. Исходили из того, что достаточно провести со Скорбачевым профилактическую беседу, поскольку его критический настрой и нетерпимость к существующему режиму можно было объяснить юношеским максимализм ом. Но потом мнение изменилось – решили, что дело намного серьезней. Последовали аресты членов «Союза синих» по месту их службы. Затем «антисоветчиков» этапировали из разных военных округов в Москву.
В октябре 1927 года следствие по этому делу было завершено. В августе следующего года Особое совещание при Коллегии ОГПУ заочно осудило членов «Союза синих».
А.Я. Скорбачев по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (контрреволюционная агитация и участие в контрреволюционной организации) был приговорен к 10 годам концлагеря. Наказание он отбывал на Соловках. Через три года был освобожден досрочно. Вернулся на родину в Красноярский край, работал бухгалтером совхоза «Золотопродснаб». 16 апреля 1937 года вновь был осужден Особым совещанием по групповому делу № 4059. По тем же статьям Уголовного кодекса его приговорили к 8 годам лагерей.
В обвинительном заключении по новому делу было сказано: «По сведениям, имеющимся в Минусинском секторе НКВД, Скорбачев Анатолий Яковлевич примкнул к-р. троцкизму, учась в городе Москве, в Военно-инженерной школе РККА. За организацию к-р. организации осужден к 10 годам… Являясь убежденным к-р. троцкистом, не изменил своих к-р. взглядов, после отбытия наказания, прибыв в Минусинский район, организовал и возглавил руководство к-р. троцкистской организации в с. Тесь и вел к-р. работу в среде б/членов ВКП (б) с целью создания к-р. троцкистских кадров, для дальнейшей борьбы с партией и сов правительством, то есть преступлениями, предусмотренными ст. 58-10-11 УК»[3] .
Все лица, осужденные по этому делу, реабилитированы постановлением Президиума Красноярского краевого суда 29 декабря 1956 года.
[1] Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия. Икс-Хистори. Кучково поле. 2008.
[2] Подробнее – см. «Протестное движение в СССР (1922-1931 гг.)». Прометей. М. 2012.
[3] Архив УФСБ Красноярского края. Дело № П-6102.