Гилберт Тейлор, член Британского Общества Кинематографистов, рассказывает о своей работе над киносатирой Стэнли Кубрика о Холодной Войне.
Для ветерана кинематографа Гилберта Тейлора, члена Британского Общества Кинематографистов, которому на тот момент было всего 51, 1964 год стал знаменательным: в том году вышло не только музыкальное фэнтези режиссера Ричарда Лестера "Вечер трудного дня" с Битлз в главной роли, но и "Доктор Стрейнджлав: или как я научился перестать волноваться и полюбил бомбу", который мгновенно стал классикой.
Благодаря яркому, высококонтрастному освещению, которое использовал Тейлор, “Съемки Стрейнджлава стали в то время уникальным опытом, поскольку освещение должно было быть включено в декорации и практически не использовалось никакого другого света”, - рассказал кинематографист журналу American Cinematographer в 2006 году, получив Международную премию ASC.
Такое использование источника освещения, пожалуй, лучше всего иллюстрируется масштабными сценами, происходящими в “Командном пункте”, зловещем и культовом командно-контрольном центре, спроектированном арт-директором Кеном Адамом, где американский президент Меркин Маффли (Питер Селлерс) и его советники не справляются с ядерным кризисом, спровоцированным взбунтовавшимся генералом ВВС.
Благодаря блестящему черному полу и 22-дюймовому круглому столу, освещенному ореолообразным кольцом раскаленных добела люминесцентных ламп, была спроектирована огромная сцена, чтобы показать драматичную шахматную партию, в которой игра идет на судьбу человечества, а ход игры отображается на огромных электронных табло, нависающих над всем. - Освещение командного пункта было чистой магией, и я не совсем понимаю, как мне это удалось!” - удивлялся Тейлор.
- Кубрик сильно не заострял внимание на выборе кадра и объективах. Его подход был в том, чтобы сфотографировать объект на Полароид, показать его мне и спросить: "Как тебе?" Я говорил: "Это ужасно", - и так мы поладили.”
В то время как его режиссер был опытным фотографом и хотел быть тесно вовлеченным во все аспекты производства, Тейлор подтвердил, что “Кубрик сильно не заострял внимание на выборе кадра и объективах. Его подход был в том, чтобы сфотографировать объект на Полароид, показать его мне и спросить: "Как тебе?" Я говорил: "Это ужасно", - и так мы поладили.”
В ходе подготовки к съемкам Тейлор осуществил масштабную аэросъемку, необходимую для задних проекционных пластин, задействованных в сценах, на борту B-52. В этом ему помог богатый опыт в аэросъемке на службе в Королевских ВВС. “Стэнли боялся летать, - рассказал в интервью Тейлор, - поэтому во время подготовки к съемкам Стрейнджлава я налетал около 28 000 миль в “Летающей крепости” B-17, снимая с воздуха. Я помню ночь, когда мы взлетели; в четыре часа пополудни была кромешная тьма, и мы летали на “Крепости” в Исландию, а затем в Гренландию. В аэропорту шел снег, и вдруг кто-то сказал: "Стэнли приехал". Я подумал про себя: "О Господи, только не сейчас!’ Он поднялся на борт самолета и сказал моему механику: "Крепления камеры слишком тугие". Я много работал в подобных условиях, и мне хотелось, чтобы эти крепления были прочно зафиксированы на самолете и не болтались. Когда Стэнли начал спорить, я попросил пилота запустить один из двигателей. После этого Стэнли буквально вылетел из самолета. Как только он вышел покинул борт, я велел снова затянуть те крепления.”
В ходе работ Тейлору часто помогала жена Диана, которая разработала сложный метод систематизации отснятого материала, большая часть которого была снята в инфракрасном спектре. - “В частности, фоны, задействованные в сцене, где Слим Пикинс летит верхом на бомбе в конце. Иначе это сделать было невозможно.”
Опыт работы в воздухе Тейлор частично получил на военной службе во времена Второй Мировой.
В ноябре 1939 года он поступил в добровольческий резерв Королевских ВВС "и за 16 недель освоил трехлетний курс фотографии”. Тейлор отличился шестью годами военной службы в качестве офицера и военного оператора. Его учили летать на бомбардировщиках "Ланкастер" в качестве наводчика среднего звена, но его основной задачей было фотографировать результаты ночных бомбардировок тысячи самолетов над Германией. “По личному запросу Уинстона Черчилля, мой материал был доставлен на Даунинг-стрит, 10 для ознакомления. Черчилль очень хотел, чтобы публика увидела, что там делают наши ребята. Я участвовал в десяти таких операциях, включая налеты на Кельн и Дрезден. При открытии второго фронта я взял с собой небольшую команду операторов, чтобы освещать все новости с войны, в том числе освобождение концлагерей и подписание перемирия. Вы спросите, как этот опыт помог мне в кинокарьере? Ну, это определенно меня закалило.”
Сцены битвы, снятая в документальном стиле, где войска армии США штурмуют укрепленную военно-воздушную базу Берпельсон, чтобы захватить сумасшедшего генерала Джека Т. Риппера (Стерлинг Хейден) — были в основном сняты самими Тейлором и Кубриком. “Стэнли умел обращаться с камерой, поэтому я сказал ему: "Для батальных сцены мы наденем военную форму, возьмем в руки Аррифлексы, и пойдем с ребятами в атаку. Будем снимать, как военные операторы.”
Чтобы придать сцене шероховатый вид, Тейлор заказал “много специальной пленки, которая не была полностью панхроматической и первоначально использовалась военными для копирования документов. Поэтому, картинка получилась очень контрастной, и только позже я понял, какой медленной она была — информация, которой я располагал, была совершенно неправильной. Но сцена выглядит великолепно.”
“Стэнли было трудно контролировать, так как у него были свои собственные убеждения о фотографии! Но мне удалось ему угодить со всеми моими американскими и британскими учебниками в кармане.”
Тейлор добавил, “Стэнли было трудно контролировать, так как у него были свои собственные убеждения о фотографии! Но мне удалось ему угодить со всеми моими американскими и британскими учебниками в кармане.” Он был неопытным оператором с огромным талантом. Иногда мне казалось, что он художник, а я - кисть в его руках”.
Хотя Тейлор и Кубрик имели разногласия на съемках Стрэнджлава, режиссер оценил результат работ в ходе сотрудничества, и попросил кинематографиста снять его следующий фильм, “2001: Космическая одиссея”, 1968 г.
“Я не хотел этого делать, но Стэнли попросил меня поработать три недели, прежде чем начнутся основные съемки, у меня было свободное время, поэтому я согласился”, - сказал Тейлор. “Ну, я пошел в студию, чтобы все посмотреть, и тут появился оператор Джеффри Ансуорт (член Британского Общества Кинематографистов). Он сказал: - Стэнли велел мне посмотреть на тебя и на то, как ты работаешь. Я понятия не имел, что Джефф уже был назначен оператором картины, но сказал ему: "Если тебе нравится смотреть, как я работаю, я не против". Такой подход мне казался неправильным, но таков уж Стенли".
За свою операторскую карьеру, длиной в пять десятилетий, Тейлор также снял такие картины, как "Отвращение", "Случай с Бэдфордом", "Макбет", "Исступление", "Омэн", "Звездные войны — Эпизод IV", "Дракула" и "Флэш Гордон".
Кинематографист умер 23 августа 2013 года в возрасте 99 лет.
Перевод: Пётр @spice_captain (telegram) Оригинал: https://ascmag.com/articles/wrap-shot-strangelove