Я один из десятков тысяч, кто волей судьбы, а может просто, как патриотический романтик, оказался участником конфликта на Кавказе начала 90-х. Писать свои впечатления о войне, также бессмысленно, как делиться с кем-то эмоциями после феерической любви - всё равно никто не поймет. Поэтому война во всех ее проявлениях для каждого своя. Да, я был командиром взвода, затем группы. Да, мы штурмовали Грозный, делали зачистки, преследовали, нарывались на засады... В общем, получили большой «практический опыт». И из памяти за четверть века мало что испарилось. Плохо это или хорошо - не знаю. Но меня поймут, кто захочет. Воспоминания - это всего лишь фрагменты.
***
Фрагмент №1: «Командир»
Когда тебе почти 23, а твоим бойцам 19 и старше, игра в «командира» превращается в увлекательный спектакль. Потом, с высоты лет, ты это понимаешь, а тогда «всё серьезно». Одни делают вид, что бояться и выполняют все команды под козырек, другой, естественно, считает, что он молодец. Командир. На самом деле, всё банально. Они в одной упряжке спасали тела и души друг друга, даже не догадываясь об этом. Через простую игру «начальник-подчиненный» перевоспитывали друг друга. Если не доходило до открытых конфликтов, значит, это приносило результат. Они были едины.
***
Фрагмент №2: «Субординация, устав или жизнь...»
В мужском коллективе всё достаточно просто: либо тебя сразу принимают, даже видя твои недостатки, либо не принимают; либо сразу находишь общий язык, либо... Либо твои действия и приказы искренны и нелицемерны, либо хоть что делать, но ты будешь чужим. Всё будет как обычно, но эта страшная грань чуждости будет на тебя давить. Пробыв в должности комвзвода несколько месяц, я сомневался в себе, в своих действиях. И вдруг в тот самый день, день моего рождения, подходит мой ЗКВ со словами: «Ну это, лейтенант, сегодня, вроде, день рождения у Вас. С праздником!,- и достает два термоса бражки,- Это для Вас. Да простят меня все за нарушение субординации.» Да, выпили. Да, нарушили субординацию. Жить с уставом и жить по уставу - разные вещи...