Первый визит Главы римско-католической церкви иезуита Франциска в Ирак прошёл достаточно успешно вопреки ожиданиям ряда наблюдателей, которые полагали, что приезду папы будут рады далеко не все.
Вначале настороженно отнеслись к этой поездке как некоторые страны, так и внутренние политические силы Ирака. В их числе и проиранские милиции. Но по итогу они признали его по меньшей мере полезным. Так под влиянием этого события лидеры некоторых вооружённых неправительственных формирований объявили в одностороннем порядке о прекращении огня.
Помимо встреч с официальными лицами (президент страны Бахрам Салех, премьер Мустафа Казыми), в ходе своего четырёхдневного визита папа римский Франциск посетил город Ура (здесь по преданию родился Авраам), священный город Неджеф, столицу Иракского Курдистана Эрбиль и разрушенный Мосул, где совершил мессу в память о жертвах террора.
Кроме того понтифик встретился с духовным лидером иракских шиитов верховным аятоллой Али ас-Систани. Глава римско-католической церкви выполнил свой долг, утешив иракских христиан, чья численность за годы войны и террора значительно сократилась. Его обращение вселило в людей надежду и помогло почувствовать, что они не одни.
Однако всё не так просто, как могло бы показаться. Во-первых, Ватикан не является только лишь религиозным центром католицизма. Он всегда занимался в том числе и политической деятельностью, направленной в том числе и на расширение собственных мировых позиций. Во-вторых, бывший архиепископ Буэнос- Айреса Хорхе Марио Бергольо стал первым иезуитом, который был избран папой. Иезуит давно уже воспринимается как некое олицетворение блестяще образованного, но жутко коварного хитреца, лицемера и шпиона. И Франциск действует в соответствии с этими представлениями: искусно и осторожно — не идёт напролом, но умело смешивает понятия, подменяя одно другим.
В связи с этим круг интересов и задач, стоявших перед папой, представляется значительно шире, чем просто оказание поддержки. Одним из мотивов может быть желание заработать дополнительные очки в конкурентной борьбе с РПЦ. Но в этом случае возникает вопрос, а куда же смотрел центр католицизма, когда злодеяния против христиан в Ираке только начинались.
Другая причина — постепенная адаптация христиан к новым «ценностям» западного мира. К тому же это отличный повод, чтобы дать понять Багдаду какой «правильный» выбор нужно в случае чего сделать.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника «Звезда»