«Для историков нет ничего важнее, чем определить причины и последствия» Джеральд ШЛАБАХ, доцент ИСТОРИИ.
Историки часто спрашивают, как и почему произошли определенные события? Например, история сообщает о падении Римской империи. Но почему произошло это падение? Из-за коррупции и любови к роскоши? Или потому, что империей стало очень трудно управлять, а содержание его армий обходилось дорого? А, может, врагов Рима стало слишком много и римляне чувствовали перед ними бессильными?
Ближе к нашему времени в странах Восточной Европы неожиданно упал коммунизм, что когда-то был угрозой для Запада. Что привело к этому? И чему это нас учит? Собственно на следующие вопросы историки пытаются найти ответы.
Можно ли доверять истории?
Следует сказать, что историки больше напоминают детективов, чем ученых. Они исследуют документы прошлого, подвергая их анализу и сомнениям. Их цель - узнать правду, но предмет изучения часто бывает невнятный.
Одна из причин заключается в том, что историки изучают жизнь людей, мнения которых - особенно мысли умерших - они не могут прочитать. Кроме того, у историков может сложиться небеспристрастный взгляд или развиться предубеждения. Поэтому порой даже лучшая работа на самом деле является интерпретацией автора, передает его субъективные суждения.
Читая историческое произведение, нужно принимать во внимание не только предубеждение, но и мотивы автора.
«Любая историческая запись, которую сделали те, кто у власти или добивается ее, их друзья, нужно подвергать большому сомнению», - сказал Майкл Стэнфорд в книге «Руководство для изучения истории».
Сомнительность мотивов проявляется также тогда, когда в исторической труда прослеживается скрытый или и откровенный призыв к националистическим или патриотических чувств. К сожалению, иногда это можно сказать даже о школьных учебниках.
В правительственном постановлении одной страны было достаточно открыто сказано, что цель преподавания истории - «укрепить националистические и патриотические чувства в сердцах людей ... поскольку знание прошлого народа - один из самых действенных инструментов формирования патриотизма».
Искажения исторических фактов
Иногда события прошлого преподают не только тенденциозно, но просто перекручивают. Например, в бывшем Советском Союзе «из всех документов выбросили имя Троцкого, так что исчез сам факт существования этого комиссара», говорится в книге «Правда в истории» (англ.). Кем был Троцкий? Одним из вождей Российской большевистской революции, вторым лицом после Ленина.
Когда Ленин умер, Троцкого из-за различия во взглядах со Сталиным исключили из Коммунистической партии и позже убили. Само имя комиссара отстранили от советских энциклопедий. Подобные искажения истории, доходят даже до сожжения диссидентских книг - обычное дело в странах с диктаторским режимом.
Но искажения истории - это очень древний обычай, и корни его уходят в глубину веков, по крайней мере во времена Египта и Ассирии. Надменные, высокомерные фараоны, цари и императоры делали все возможное, чтобы предстать перед грядущими поколениями в наилучшим свете.
Поэтому их достижения обычно преувеличивались, а то, что не приносило им чести было позорным, например поражения в войне, умалялось или иногда вообще не упоминалось. Насколько же отличается от них история Израиля, изложенная в Библии! В ней сообщается и об ошибках, и о благородных дела как царей, так и подданных.
Как историки проверяют достоверность древних документов? Они сравнивают их с налоговыми записями тех времен, кодексами законов, объявлениями об аукционах рабов, деловыми и частными письмами и записками, надписями на глиняных черепках, бортовыми журналами и вещами, найденными в могилах и гробницах.
Все это часто проливает больше света на официальные документы или показывает, что они не соответствуют действительности. Когда какие-то белые пятна или ситуация не до конца поняла, честные историки преимущественно говорят об этом, даже если могут предложат собственную версию дополнения информации. В любом случае здравомыслящие читатели, желая получить более объективное объяснение, обращаются не только к одному источнику.
И хотя путь историка к правде нелегкий, польза от его труда огромна. В одной книге об истории говорится: «Несмотря на то писать о мировой истории очень сложно ... знать ее важно, а даже необходимо». Благодаря истории можно не только заглянуть в прошлое, но и лучше понять сегодняшнюю ситуацию человечества.
Например, трудно заметить, что древние люди во многом были похожи на наших современников. Именно эти склонности человеческого характера, которые проявлялись вновь и вновь, имели большое влияние на исторические события, и, возможно, поэтому родился выражение «история повторяется». Но это обобщение правильное?
Или история действительно повторяется?
Можно ли на основе прошлого безошибочно предсказать будущее?
Некоторые события действительно повторяются. Например, бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер сказал: "Каждая цивилизация, некогда существовавшей, обязательно доходила до своего конца».
Но никогда не было двух империй, которые погибли бы все равно. Вавилон упал в 539 года до н. э. за одну ночь, покорен мидянами и персами. Греция распалась на несколько царств после смерти Александра Македонского и в конце концов подчинилась Риму. Что касается упадка Римской империи, то этот вопрос остается спорным. Историк Джеральд Шлабах спрашивает: «Когда же на самом деле упал Рим? Да и он вообще упал? Что-то изменилось в Западной Европе между 400 и 600 годом н. э. Но много осталось таким же ». Бесспорно, некоторые аспекты истории действительно повторяются, но другие нет.
Один из уроков истории, который постоянно повторяется - это невозможность человека хорошо управлять. На протяжении всех веков усилия добрых правительств сводились на нет из-за эгоизма, недальновидность, алчность, коррупция, непотизм и особенно через неудержимое желание получить и удержать власть. Поэтому прошлое запятнано ярым соперничеством, неудачными сделками, войнами, общественными беспорядками и насилием, несправедливым разделением богатств и экономическим крахом.
Рассмотрим, например, что говорится в «Колумбийской истории мира» (англ.) О влиянии западной цивилизации на мир: «Когда Колумб и Кортес показали жителям Западной Европы, какие возможности открываются перед ними, их жажда прибыли, славы и новообращенных разгорелась с неслыханной силой и западная цивилизация, преимущественно насильно, была внедрена на территории, охватывающей почти всю земной шар.
Побуждаемые неудержимым желанием распространить границы своего влияния и имея гораздо лучше вооружения, завоеватели превратили остальной мир в придаток великих европейских держав ... Жители этих континентов [Африки, Азии и Северной и Южной Америки] стали, коротко говоря, жертвами безжалостной, бесчеловечной эксплуатации ».
Беспрецедентные проблемы
Еще никогда в истории человечества всей нашей Земле не угрожало столько проблем сразу: уничтожение лесов, эрозия почв, распространение пустынь, массовое исчезновение видов растений и животных, уменьшение озонового слоя, загрязнение, глобальное потепление, гибель океанов и бурный рост численности населения.
«Еще одна проблема, которая встала перед современным обществом, - это самая скорость изменений», - говорится в книге «Зеленая история мира» (англ.). Эд Арц, редактор журнала «Уорлд воч», пишет: «Мы столкнулись с чем-то настолько неведомым для всех нас, что несмотря на многочисленность фактов не в состоянии понять этого феномена. «Неизвестный» - это ливень биологических и физических изменений в мире, который поддерживает нашу жизнь ».
Учитывая эти и родственные им проблемы историк падном Е. Тилинґгаст отмечает: «Направления развития общества становятся неизмеримо сложнее, и многие из нас сталкивается с ужасными дилеммами. Какое решение может сейчас предложить озадаченным людям профессиональный историк? Кажется, никакого ».