Человек на электросамокате сейчас обычно считается пешеходом, хотя ездит со скоростью 15 – 30 км/ч. Чтобы убрать эту несостыковку, Министерство транспорта с 2017 года разрабатывает проект поправок в ПДД. Разбираемся, какие правила действуют сейчас и что может поменяться уже в этом году.
Какие правила действуют сейчас
Люди на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах — это пешеходы, если мощность устройства не превышает 250 Ватт. На таком транспорте нужно передвигаться по пешеходным тротуарам, а на проезжую часть можно выехать только в случае, если тротуара нет.
Если по техническим характеристикам самоката мощность превышает 250 Вт, то самокат могут приравнять к мопеду (но могут и не приравнять). В таком случае водителю нужны шлем и права категории М. Перемещаться по тротуарам нельзя.
Сложность в том, что единого мнения насчет самоката у властей нет. Например, в правилах дорожного движения написано, что человек на самокате — пешеход, но при этом электросамокат в некоторых случаях попадает под определение мопеда. Даже суды смотрят на водителей электросамокатов по-разному и порой противоречат друг другу.
Получается, что электрический транспорт, за исключением электромобилей — «серая» зона с точки зрения законодательства.
Поправки призваны исправить эти неточности: в них появляется аббревиатура СИМ.
Что такое СИМ
СИМ расшифровывается как «Средства индивидуальной мобильности». Понятие включает в себя как ролики и скейтборды, так и транспорт с электродвигателем: электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные средства. Поправки к закону еще не приняты, но это определение вряд ли сильно поменяется.
Что изменят новые правила
Сразу хотим отметить: поправки находятся пока в стадии законопроекта. Это значит, что некоторые пункты могут изменить, убрать или дополнить. Кроме того, общественная палата сейчас готовит альтернативную версию поправок — она тоже может многое поменять.
В этой статье мы рассказываем, что известно о поправках на дату публикации.
СИМ будут промаркированы
Транспортные средства предлагают маркировать RFID-метками, в которые будет зашита информация о мощности двигателя. Такая метка выполняет функцию регистрационного знака: по ней можно будет понять, нужны ли водителю какие-либо документы для управления транспортным средством.
Где можно будет ездить
В 2019 году водителей предложили разделить на три категории:
- дети до 7 лет — им планировали практически запретить ездить на электросамокатах (за исключением зон отдыха);
- дети до 14 лет — они должны были остаться в категории пешеходов;
- людям старше 14 лет — по плану они должны были ездить по велодорожкам, а при их отсутствии — по тротуарам.
В 2020 году версию поправок с этими предложениями отправили на доработку. Как дела обстоят сейчас, пока непонятно — но существует вероятность, что с тротуаров электрические СИМ могут убрать.
С какой скоростью можно будет ездить
Скорость СИМ хотят ограничить до 25 км/ч. За превышение предлагают штрафовать нарушителей на сумму до 1500 рублей.
Какие еще могут быть нововведения
- Если СИМ приравняют к транспортным средствам, их владельцы не смогут выезжать на пешеходные дорожки.
- Электросамокаты могут объединить в одну категорию с велосипедами и пустить на выделенные полосы.
- Устройства, которые ездят со скоростью выше 25 км/ч, могут официально приравнять к мопедам – их водителям нужно будет получить права.
Как СИМ регулируются в других странах
Во многих странах СИМ начали регулировать еще в конце прошлого десятилетия — и в некоторых странах правила достаточно жесткие.
- В Германии электросамокат должен иметь регистрационный номер и страховку.
- В Великобритании ездить на собственном электросамокате можно только по частным владениям. В общественных местах можно пользоваться прокатом.
- Во Франции водители электросамокатов по закону не имеют права ездить в наушниках или пользоваться мобильным телефоном во время поездки.
- В Сингапуре каждый владелец электросамоката должен его зарегистрировать. За незарегистрированное транспортное средство водителей штрафуют и могут отправить в тюрьму на срок до 3 месяцев.
Впрочем, в России вряд ли ограничения будут такими серьезными: у нас слабо развита инфраструктура велодорожек и нет системы контроля подобных транспортных средств.
Подписывайтесь на наш канал на Дзене, чтобы быть в курсе новостей из мира электросамокатов, гироскутеров и моноколес.