Привет, это «Мысли о профессии», и с вами менеджер разработки в компании «СКБ Контур» Люся Чеканина! В этой статье я расскажу, как и почему не стала дизайнером, как долго шла до разработки и что помогло-таки дойти. Это не последний материал от меня в этом канале, так что подписывайтесь и знакомьтесь с профессиями будущего!
Для начала немного познакомимся. В Контуре моя должность называется «менеджер разработки».
Давайте добавим контекста. Любой сервис в интернете или приложение в вашем телефоне — это продукт. У каждого продукта есть люди, которые его делают. Обычно они условно делятся на две команды и работают в тесной связке. Первая про бизнес: ее задача — следить за состоянием рынка и потребностями пользователей, постоянно исследовать, в каких проблемах клиентов может помочь продукт, как сделать его удобнее и привлекательнее. И самое главное — за что люди будут готовы платить деньги.
Вторая часть про создание этого восхитительного продукта — команда разработки. В нее обычно входят несколько ролей: программисты, тестировщики, дизайнеры интерфейсов, системные аналитики и другие крутые ребята.
И моя задача — сделать всё, чтобы вторая часть команды работала с энтузиазмом и вовлеченностью, делала фичи для продукта и при этом не выгорала, всегда понимала, что мы делаем и зачем. Я — место входа для первой команды, чтобы создавать тот продукт, что нужен пользователям: стабильный, удобный и полезный.
Вообще я хотела стать разработчиком, но пришлось признать, что во мне сильны лидерские и организаторские качества, высоко развита эмпатия и неравнодушие, а ещё я довольно неусидчивая. Поэтому можно было стать посредственным разработчиком или же крутым менеджером. И я выбрала второе, потому что от этого всем вокруг больше пользы.
Про образование
После 9-го класса я разочаровалась в школе и поступила в колледж при Русско-Британском институте управления (сейчас Международный институт дизайна и сервиса). Это негосударственный институт в Челябинске, располагается в стильном здании и выглядит очень прогрессивным, чем меня и привлек. Училась я на графического дизайнера.
В институте были две классные штуки, пользу от которых я ощущаю и по сей день. Нас не заставляли заучивать материал, нас учили получать знания, осмыслять и тут же применять на практике. С первых курсов я понимала, зачем все это знать и уметь. И второе — потрясающая атмосфера, в которой преподаватели уважают и ценят учеников, и наоборот. К преподавателю можно прийти за советом и добрым словом, даже если он у тебя ничего не ведет.
Итого: не надо учить все подряд про запас, лучше научиться шустро осваивать навыки и постоянно расширять общий кругозор. И что еще важнее — всегда нужно искать окружение, которое вдохновляет и помогает развиваться. Это касается и друзей, и работы, и места учебы.
К сожалению, когда я росла и заканчивала 9 класс — а это был далекий 2006 год — у нас толком не было интернета, мы ничего не знали про феминизм и равноправие, и в моей голове была установка от родителей и учителей, что есть девочковые профессии, а есть развлечения только для мальчиков. И вообще учителя тогда все придумали за меня — мол, закончу я школу с золотой медалью, поступлю в мед на бюджет, выучусь и стану стоматологом. Пришлось в ужасе бежать из школы учиться на дизайнера. Это все еще было достаточно девочково, но хотя бы интересно.
Весь первый курс я поглядывала в сторону кафедры информационных технологий и хотела перевестись туда, но там действительно учились одни парни, и с мыслями «наверное, я и правда слишком глупая для IT» я вернулась на свой дизайн, где как раз к концу года отчислили единственного мальчика в нашей группе.
Но учиться на кафедре дизайна было очень кайфово. Поступала я еще в обычный Челябинский гуманитарный институт, а международным он стал как-то в процессе. И процесс этот был увлекательный, так как студентов активно вовлекали в активности с австрийцами и британцами, что было очень волнительно для простых челябинских подростков. У нас было много молодых преподавателей, которые параллельно с институтом работали по специальности. Они искренне с нами дружили и помогали найти свой стиль, рассказывали кулстори из рабочей практики, лояльно относились к отсутствию конспектов и всячески вдохновляли, помогая прокачивать насмотренность и общий кругозор.
А еще уже тогда до меня донесли важную мысль — то, как конечный потребитель взаимодействует с твоими поделками куда важнее того, как эти поделки выглядят. И это работает до сих пор! Правду говорят — неважно, насколько красив и идеален твой код, если пользователь не может выполнить свои задачи в сервисе.
Разочарование и Точка
С дизайном у меня в итоге на тот момент не срослось. Когда ты молодой специалист с трогательным студенческим портфолио, интересных задач особо не найти. Еще и все заказчики считали себя умнее меня, ведь мне было 19 лет. И в лучших традициях европейской молодежи я пошла работать куда ни попадя и занималась всякой ерундой ради веселья, для души и для общего развития. Очень хорошее упражнение, кстати: пробовать всё подряд, смотреть, что получается и понимать, что нравится. В эти пару лет и вскрылось, что у меня отлично выходит организовывать всякое странное, менеджерить процессы и вдохновлять людей на сомнительные начинания, приходя с горящими глазами и своим «а давайте попробуем!»
И где-то тут со мной случился переезд в Екатеринбург и случайное знакомство с ребятами из Яндекса. Попав к ним на летний Яндекс.Пикник и познакомившись с кучей талантливых и интересных людей, я дико вдохновилась идеей работать в крутой IT-компании и создавать продукты и сервисы. Уж не помню как, но мне даже удалось попасть на собеседование! Где я искренне сказала: «Ничего не умею, но очень хочу научиться». Спасибо прекрасной Елене за часовую терпеливую беседу.
В Яндекс меня, конечно же, не взяли. А потом и в Контур тоже. Но энтузиазм мой был огромен и я решила пойти издалека! И мне свезло попасть в Точку. В отдел, который занимался предрелизным тестированием и разбором самых сложных проблемок у пользователей. Безблагодарная работа, на самом деле, постоянно сообщать «разработчик, у тебя тут на тестовом стенде ничего не работает» или «разработчик, у тебя тут в продакшене всё поломалось». Зато до разработчиков, а с ними и до знаний, было рукой подать. Можно было задавать дурацкие вопросы: А что за новый метод в api такой интересный? А что конкретно ты тут поменял? Что значит, может сломаться что угодно и где угодно? Зачем ты тогда такое плохое зло в релиз пихаешь?
Гуглила я тогда, конечно, как сумасшедшая. А тестировала скорее сердечком, чем умом. Получалось в целом хорошо, такие баги удивительные находила, с ума сойти. Но сейчас прекрасно понимаю, что будь у меня тогда набор фундаментальных знаний о тестировании и разработке, работала бы я эффективнее и не в режиме подгорающего всего.
Такую мораль и подведем: знания в перспективе окупаются, не ленитесь тратить на них время сейчас.
В следующих статьях расскажу, как я перебралась в Контур и почему Android до сих пор не только в сердечке, но и на руках. Не прощаемся)
А заодно приглашаю принять участие в конкурсе «Золотая стажировка»! Это возможность попробовать свои силы на реальном рынке труда. Участников ждут полезные лекции от HR-компаний, которые помогут подготовиться ко всем этапам приема на работу, реальные тестовые задания и собеседования. Лучшие участники смогут получить ценные призы от организаторов и партнеров, приглашение на стажировку и возможность сделать шаг к блестящей карьере под присмотром опытных сотрудников.