"Человек-амфибия" - фантастический роман, написанный Александром Беляевым ещё в 1927 году. Он повествует о молодом человеке по имени Ихтиандр, обладающем необыкновенной способностью жить под водой. Закрученный сюжет истории Ихтиандра долгие годы будоражил умы знаменитых режиссёров. Об экранизации произведения подумывали даже на западе. Книгой заинтересовался и Уолт Дисней. Однако в Голливуде от данной идеи отказались, ссылаясь на техническую невозможность воссоздания эпизодов, связанных с подводной съёмкой.
Позже, когда стало известно, что в Советском Союзе всё же решились снять данную киноленту, американцы лишь высмеяли создателей фильма, предрекая им полнейший провал. В Нью-Йорк таймс появилась заметка, в которой говорилось, что: "сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе". Но уже в 1962 году вышедший в прокат фильм "Человек-амфибия" стал самым кассовым фильмом того года, собрав рекордное число зрителей.
По правде говоря в Советском Союзе действительно было невозможно представить, чтобы кто-то снимал фильм под водой. Поэтому, когда за экранизацию фантастической истории взялся режиссёр Владимир Чебатарёв, его посчитали сумасшедшим.
В те годы не было не то, что подходящей для подводных съёмок аппаратуры, но и костюмов, грима. Всё приходилось придумывать на ходу. Костюмеры долго мучались, чтобы придумать эффектный образ Ихтиандра под водой. Костюм актёра должен был выделяться в воде, чтобы создавать чёткую картинку, а также хорошо выглядеть и на суше. За основу взяли ткань для колготок, на которую вручную пришивали разукрашенные чешуйки. Их оказалось около 10 тысяч на четыре костюма!
Смертельная опасность
Помимо организаторских проблем, съёмки осложнялись и тем фактом, что 17-летняя актриса Анастасия Вертинская, идеально попадающая под образ главной женской героини не умела плавать. Данная ирония судьбы чуть было не сыграла злую шутку с исполнительницей главной роли. Впрочем, как признавались члены съёмочной группы, почти все, кто был связан со сценами в воде так или и иначе попадали в смертельную опасность во время кинопроизводства. Ведь быть первооткрывателями дело опасное и, чаще всего лишённое необходимой подготовки по незнанию.
Эдуард Розовский, оператор картины, спустя годы признался, что никто не погиб только по чистой случайности. В воду погружались приборы мощностью 10 киловатт с заизолированными концами проводов. Стоит ли говорить, что с такими средствами защиты аппаратуры последствия погружения в воду могли быть самыми печальными.
Владимир Коренев
На волосок от смерти не раз оказывался красавец-актёр Владимир Коренев. Однажды, при съёмках сцены с якорем, к которому молодого человека привязали и отправили на дно, где его ждал каскадёр-аквалангист Рэм Стукалов с дополнительным аквалангом, случилось так, что кислородный баллон, предназначенный для актёра, почему-то не сработал. Тогда Стукалов - чемпион СССР по подводному плаванию, среагировал мгновенно. Сделав глубокий вдох, он отдал свой акваланг актёру, а сам быстрее поплыл наверх. Подъём с такой глубины, причём резкий, был крайне опасен для организма. Когда спортсмен поднялся на поверхность, из его ушей лилась кровь.
Водной ловушкой мог стать и другой эпизод с участием актёра. В одной из сцен Коренева бросили за борт корабля с цепью, привязанной к поясу. Её конец должен был держать матрос, но случайно выпустил его. Владимир не смог бы выпутаться из цепи самостоятельно и та утащила бы его на дно, если бы не оператор, заметивший неладно. Он снимал, стоя в воде и, отшвырнув камеру, смог поймать Коренева.
Недостаток средств
Когда встал вопрос о том где и как будет сниматься кинолента, предполагающая живописные пейзажи как на суше, так и в море, изначально выбор пал на Саргассовое море, богатое флорой и фауной. Но на него не хватило денег. Поэтому решили ограничиться Крымом и Чёрным морем, где в плане живности всё обстояло намного скуднее. Тогда оператор Эдуард Розовский, чтобы обогатить картину, придумал интересное решение проблемы. Он прикрепил перед камерой раструб с подобием аквариума, поэтому перед объективом всегда маячили красивые для кадра рыбы.
Также представители фильма хотели обратиться за помощью в подводной съёмки к знаменитому исследователю Жак-Иву Кусто, который к тому момент уже обладал опытом глубоководной съёмки, но и для привлечения такого специалиста у съёмочной группы не хватило средств.
Тем не менее, даже без достаточной финансовой базы, люди, которые работали над фильмом, смогли преодолеть все тяготы съёмочного процесса и создать действительно уникальную картину того времени!
Съёмки провели в невероятно живописной бухте Ласпи, где вода была достаточно прозрачной для подводных эпизодов. Часть кадров была отснята под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города — по книге Буэнос-Айреса — снимали в Баку. Таким образом, гении советского кинематографа воплотили сказку в жизнь и создали невероятный по своей атмосфере и красочности фильм! За что им огромное спасибо!
Друзья, ещё больше интересной информации из мира советского кино вы можете найти на нашем канале ! Подписывайтесь, ставьте лайки, если данная статья была вам интересна :)