Найти тему
Николай Петров

Нормы освещения торгового зала или что изменилось в ритейле за 39 лет

Оглавление

Нормы освещенности торгового зала магазина, примерочных и витрин регламентирует СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" Актуализированная редакция СНиП 23-05-95

На сегодня этот свод правил не несет полезной нагрузки, потому что требования для расчета освещенности перекочевали туда из СНиП 11-4-79, который разработали еще в СССР, в далеком 79 году.

Что изменилось в нормах освещенности за 39 лет?

— Появились торговые залы супермаркетов, где минимальный порог горизонтальной освещенности на уровне 0,8 метра от пола 500 лк

— Для магазинов спортивных товаров, стройматериалов, мебельных, и игрушек уровень освещенности подняли с 200 до 300 лк

А что изменилось в ритейле за 39 лет?

Формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома.

Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то как правило общий свет в торговые галереи.

Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18.00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.

Изменилась планировка торговых залов. Ранее была преимущественно пристенной и торговали из-за прилавка, поэтому естественного освещения хватало для пустых полок и стеллажей.

-2

Вопрос о качестве цветопередачи и различии оттенков одежды тоже не стоял. Во-первых, преобладало естественное освещение, во-вторых, все пальто были одного цвета — булыжного.

Цвет самый ходовой — булыжный. Вся Москва носит. Крылатая фраза Юрия Никулина из доброго советского фильма «Дайте жалобную книгу»
Цвет самый ходовой — булыжный. Вся Москва носит. Крылатая фраза Юрия Никулина из доброго советского фильма «Дайте жалобную книгу»

Не приходилось говорить и о специальном спектре светодиодных светильников для подсветки мяса, колбас, рыбы, сыров и выпечки. Колбаса, даже если и была местами из бумаги, то продавалась на ура!

-4

Проблема №1: Мало света

СНиП 23-05-95 требует освещенность торговых залов в диапазоне от 300 до 500 лк.

Достаточно ли сегодня 300-500 лк?

Все относительно. Пять минут с красивой женщиной — мгновение, пять минут голой попой на раскаленной сковородке — вечность.

Для торговых площадей 79 года этих нормативов было более, чем достаточно, но проектировать по ним современные конкурентоспособные интерьеры торговых залов, где сегодня идет жестокая борьба за внимание покупателя — это путь в никуда, так же неэффективно, как ездить на работу на лошади.

Проблема №2: Много света

Иногда вижу, как коллеги по цеху выкладывают в портфолио фотографии реализованных проектов освещения магазинов с люксметрами, которые показывают по 2000-3000 лк

Света много не бывает — это правда. Но ритейлера, чтобы принять решение, должно волновать два вопроса:

— сколько я на этом заработаю
— или сколько сэкономлю

Остальное дело вкуса!

Увеличивая освещенность в два, три и более раз мы прямо пропорционально увеличиваем кол-во светильников, инвестиции на старте и бюджет на ежемесячные эксплуатационные расходы. Это физика и математика, которую не обмануть. Смотри график уровней освещенности в торговом зале.

График «золотая середина» для выбора норм освещенности для разных типов магазинов
График «золотая середина» для выбора норм освещенности для разных типов магазинов

Чтобы убедится в этом, не обязательно владеть навыками инженера проектировщика, достаточно воспользоваться любым калькулятором расчета освещенности онлайн. Увеличивая количество люкс, вы увидите, как увеличивается кол-во светильников.

Другая проблема, связанная с высокой освещенностью торгового зала — это решение задач визуального мерчандайзинга. Для управления вниманием покупателей и закрепления маршрута в торговом зале применяют акцентное освещение. Люди движутся от темного к светлому. Акцентные светильники создают точки фокусировки внимания за счет контраста общего света к экспозиционному 1 к 3-5, т.е если в торговом зале общая освещенность 1000 люкс, то для контраста достаточно 3000 лк, а если освещенность торгового зала 2500 лк, то акцентное освещение уже должно быть 7500 лк, что приведет еще к большему увеличению бюджета на оборудование. Также начиная с 5000-7000 лк может наблюдаться эффект обесцвечивания и пересвечивания, что плохо скажется на внешнем виде товара и снизит покупательскую активность.

Если между освещенностью и инвестициями в проект зависимость прямо пропорциональная, то к сожалению между освещенностью и ростом продаж такой корреляции нет.

За 14 лет проектирования освещения для магазинов мне удалось ознакомиться с десятками эмпирических исследований о влиянии света на продажи, но не встретил не одного, где говорилось бы, что свет увеличивает продажи более, чем на 10%.

Подготовил исследования, заслуживающие внимания:

Продуктовые супермаркеты EDEKA и биодинамическое освещение от Oktalite — плюс 12% к обороту

Zumtobel и магазин одежды Gerry Weber в г. Херфорд, Германия — плюс 10% к обороту

Philips и сеть продуктовых голландских супермаркетов Plus — рост среднего чека на 1,93%

В рунете можно прочитать, что правильный свет увеличивает продажи на 30-40%, а на отраслевых конференциях гуру мерчандайзинга не стесняются врать цифры в два, три и более раз. Друзья, включите голову! Если бы так оно и было, то можно брать кредиты в банках под любой процент и масштабировать бизнес через инвестиции в волшебную таблетку под названием освещение. Но бесплатный сыр, сами знаете где…

Ищем золотую середину

За десятки лет ситуация кардинально изменилась, фэшн ритейл преимущественно развивается в торговых центрах, где отсутствует естественное освещение

В брендбуках европейских и успешных российский ритейлоров освещенность колеблется от 800 до 1200 лк

Это обусловлено двумя факторами:

— Наш мозг очень ленив и если заставлять его что то делать, то он всегда пойдет по пути наименьшего сопротивления. Другими словами, вы предпочтете пойти в другой магазин, чем разглядывать мелкие буквы на ценникак и упаковках в плохо освещенном торговом зале.

— Если в Советском Союзе цвет пальто был один — булыжный, то сейчас одежда и другие товары имеют много оттенков. Задача правильного освещения передать цветовую гамму задуманную дизайнером. Оптимальная освещенность для различия оттенков и качественной цветопередачи 1000 люкс

Стрит ритейл и массмаркет еще могут простить собственнику плохую освещенность, то в торговых центрах это может больно ударить по кошельку, потому что там идет жесткая борьба за внимание каждого покупателя.

Рекомендации

Чтобы конкурировать с успешными ритейлерами в галереях торгового центра рекомендую в техническом задании на проектирование искусственного освещения в торговых залах указывать освещенность 1000-1200 лк. Так вы обезопасите себя от проблем, которые я описал выше.

Производители и проектировщики, чтобы презентовать свои светильники и услуги в «выгодном свете», часто фальсифицируют и завышают технические данные в паспорте светильника, т.е. по факту вы можете легко получить 1000 лк вместо 1200 лк. Далее, ежегодно световой поток будет падать в среднем на 2-5% в зависимости от качества выбранного оборудование и условий эксплуатации, т.е. через 5 лет вы получите где то 750-900 люкс, что в общем то неплохо.

ВАЖНО: Что бы получить качественный результат и привлекательную товарную выкладку. Освещенность указываем в ТЗ и рассчитываем на фейсингах, а не горизонтальную на уровне 0,8 метра от пола, как пророчит СП 52

Аналогичную освещенность 1000-1200 лк указываем и в ТЗ на проектирование освещения в строительных DIY магазинах и гипермаркетах. Магазины с большой площадью подразумевают более длительное пребывание покупателей в торговом зале, поэтому освещение должно быть комфортным, чтобы не утомлять и не отвлекать от покупок.

Для стрит ритейла и масс маркета, из-за отсутствия конкуренции и определенной целевой аудитории, будет достаточно освещенности в 600-900 лк

Если у вас магазин одежды и вы вынуждены урезать бюджет на освещение торгового зала, то не в коем случае не экономьте на освещении примерочных. Это последняя инстанция, где покупатель принимает решение о покупке. Не мешайте ему расстаться с деньгами! Освещение примерочных это интересная тема для отдельной статьи, но об этом поговорим в другой раз.

Ну и не забывайте пользоваться для проектирования и расчета норм освещенности торговых залов графиком «золотая седина», который основан на эмпирических исследованиях ведущих светотехнических компаний совместно с успешными ритейлерами.

Мерчандайзеры и светотехники всех стран подписывайтесь на канал ✊и объединяйтесь 🤗пусть стильных, современных и комфортных магазинов станет больше 🥳

Автор: Николай Петров

Делаю проекты освещения

Руковожу проектами в LampaOnline.ru

Веду блог — Записки светотехника