Фильм «Прикосновение», снятый в 1992 году, многие называют если не единственным настоящим российским фильмом ужасов, то как минимум самым страшным. Несмотря на это фильм существует в сети только в откровенно плохом качестве, да и ни одного нормального обзора на него нет.
Давайте рассмотрим с разных сторон самые непонятные моменты в сюжете фильма.
Смысл названия фильма
Как ни странно, есть люди, которые не понимают, почему кинокартина так названа. На самом деле в фильме дается прямой ответ. Юрий Афанасьевич говорит следователю:
«Закройте это дело, Андрей Константинович. <...> Послушайте меня, это очень опасная штука. Прикосновение – и достаточно, обратной дороги не будет. Вы уже стоите на грани»
По сюжету есть 2 мира – наш, реальный, и потусторонний. Между ними есть грань, нарушая которую, человек должен понимать, что все уже не будет так, как прежде. Одно прикосновение к потустороннему, и тебя может затянуть окончательно.
Степень прикосновения
Весь фильм – это постепенное прикосновение Андрея к потустороннему миру. Чем больше он интересуется тем миром, тем сильнее его туда затягивает. И показывается это не только событиями, происходящими по сюжету, но и странными людьми, которые оказываются рядом с главгероем в тот или иной момент.
Практически начало фильма, сцена в ресторане, когда Андрей беседует с Мариной. Следователь еще только робко прикасается, узнает основы ситуации, которым к тому же не особо верит. В этот момент из-за столика встает слепой с тросточкой и направляется к выходу. Вроде бы ничего необычного, но мужчина слишком приковывает к себе внимание.
Следующий момент после разговора Андрея с Мальцевым. Герой уже порядочно прикоснулся, но еще не принадлежит потустороннему миру, у него и у его близких еще есть шансы. Выходя с кладбища, мужчина пересекается с двумя достаточно странными женщинами в белом, которые говорят практически хором. Узнав у них, где он находится, Андрей ушел. А женщины, переглянувшись, перешептываются: «Не узнал». Это уже более странные персонажи, нежели слепой мужчина. Кстати, есть версия, что эти две дамы – покойницы, бывшие дальними родственницами Андрея. Потому их и интересовал вопрос, узнает он их или нет.
Ну и, наконец, конец фильма, когда герой уже нарушил данное Мальцеву обещание, и теперь понимает, что никуда ему не деться, он видит странного старика. Тот рассказывает, касалось бы, безумные вещи о том, что завернутые в простыни тела – это коконы, которые плетут большие муравьи, живущие под землей. Такой ли он сумасшедший, или он говорит о форзи? В любом случае, сюрреализм этой картины показывает максимальное прикосновение Андрея к потустороннему миру.
«Жизнь прекрасна и удивительна» – что не так с этой фразой
Многие думают, что Мальцев наложил запрет на эту фразу, потому что точно знал – герой обязательно ее произнесет, слишком он ее любит. Да, возможно. Однако это только одна из причин.
Вспомним, что через Марину передает ее отец Андрею. Человек до своего рождения и после смерти находится в лучшем мире, а жизнь – всего лишь промежуточный этап. А еще точнее – это болезнь, которая со временем проходит, как грипп или насморк. Именно поэтому попавшие на тот свет оттуда не возвращаются. Действительно, зачем возвращаться, если здесь куда хуже?
Верить этим словам Мальцева или нет – дело каждого зрителя. Но несомненно одно – фраза про прекрасную и удивительную жизнь запрещена потому, что она противоречит словам, которые говорят форзи.
Касательно жизни в фильме есть еще один интересный момент. После разных важных событий в кадре часто показывают машину, которая едет с большой скоростью по ночному городу практически в темноте. Например, после того, как соседка нашла первых жертв Мальцева, или когда Настю везли в больницу. Эти планы очень похожи на те, которые показаны в конце фильма с уходом душ в иной мир. Возможно, здесь подразумевается стремительность жизни и ее быстрый ход.
Форзи – кто это? Они хорошие или плохие?
Это самый важный вопрос, ответа на который в фильме нет. Справедливости ради, так гораздо интереснее, чем если бы создатели прямо сказали, стоит ждать добра от форзи или наоборот. Такой ход лишил бы фильм основной загадки, не дал бы шанс зрителю просто остановиться и задуматься. Давайте разберем самые популярные точки зрения о том, кто же такие, эти форзи.
По одной из версий Мальцеву можно верить на слово. Представим, что есть мир, лучший мир, куда можно попасть только пожертвовав чем-то. Сам Мальцев попал туда, когда пожертвовал собой при аварии на заводе. Далее он хочет забрать с собой дочерей и близких им людей, но те для этого тоже должны чем-то пожертвовать. Например, своей жизнью или жизнью своего ребенка.
К чему такая спешка тогда, чтобы забрать близких? Почему нельзя подождать? Если забыть версию про обязательную жертву, можно задаться этим вопросом. Возможно, Мальцев понимает, какие тяжелые времена ждут его родных в скором времени, он не хочет, чтобы они переживали весь ужас 90-х годов, а потому быстрее пытается забрать их в лучший мир.
Конечно, особенно учитывая мрачный антураж, большинству зрителей кажется, что все-таки форзи – это зло. Тем более, что в самом фильме звучит немецкое слово «Форзихт», значащее «осторожно». Да и не может добрая сила подталкивать к самоубийству, ни одна религия мира этого не одобряет. Но что за зло форзи? Тут мнения тоже расходятся.
Одни зрители считают, что являющийся дочерям дух – это действительно Мальцев. Да, при жизни он был светлым и добрейшим человеком, способным пожертвовать собой ради других. Но все меняется. Этот человек пережил мученическую смерть, способную свести с ума. Да и вспомните, что говорит Марина – «У нас не бывает поминок и обрядов». Возможно, Мальцев – это просто неупокоенная душа, ведь его похоронили не по христианским традициям.
А может это вообще не Мальцев? Злой дух, изображающий из себя близкого родственника, чтобы подтолкнуть людей к греху?
Что думаете вы? Пишите свое мнение в комментарии.
Фильм совсем не о том, о чем подумали
Некоторые зрители считают, что фильм куда глубже, чем он кажется. Например, что на самом деле «Прикосновение» рассказывает не о мире живых и духов, а о сектах. В 90-х было много таких организаций, которые заморачивали людям головы и заставляли верить в разные странные вещи. Да и главным правилом в сектах всегда было «приведи друга». Так вот, весь фильм – это аллюзия на секту, в которой странные верования. И заметьте, Мальцев не сразу забрал к себе своих дочерей, а дождался, пока за ними потянутся их дети, пока рядом с ними появятся мужчины. Да даже собаку к рукам прибрал!
По другой версии кинокартина рассказывает о развале СССР. Здесь сам Мальцев – это советская власть, Крутицкий – представитель силовых структур, Марина и Ольга Мальцевы – советский народ, их дети – новое поколение, и так далее. Ну и форзи (как и их лучший мир) – это Запад, который способствовал развалу СССР, не зря ведь даже слово «Форзихт» немецкое, а ведь немцы ассоциировались у советского народа с фашистами. На самом деле эта версия очень длинная, в ней учитываются многие факты из фильма, включая годы жизни персонажей. Если хотите узнать о ней подробнее – сообщите в комментариях.
Возможно вас заинтересуют и другие статьи на похожие темы:
Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, делиться ссылками на наши статьи в соцсетях. Все эти простые для вас действия очень помогают развитию нашего канала. Спасибо!