Кажется в интернете можно найти ответ на абсолютно любой вопрос. И конечно по запросам “Инструменты современного продавца” или “сервисы для продавцов” мы получим тысячи подборок и предложений как улучшить продажи. Но если копнуть чуть глубже, окажется что все рекомендуют одно и то же:
- внедряйте CRM;
- автоматизируйте воронки продаж;
- готовьте скрипты;
- подключите хорошие сервисы телефонии и рассылок.
Но мы уже все это знаем и видели тысячи раз. Неужели в век, когда люди будут летать на выходные на Марс, билеты на звездолет будут по-прежнему “втюхивать” уставшие менеджеры по продажам через холодные звонки? Давайте попробуем придумали ли что-то по настоящему прорывное и инновационное для менеджеров по продажам.
Давайте пофантазируем - “вот будет здорово если не придется больше заниматься холодными звонками”. Кажется это самая нелюбимая работа любого продавца. Сегодня люди очень устали от информационного шума и крайне агрессивно реагируют на входящие звонки с предложением что-то купить. И оказывается что решение этой проблемы уже существует - голосовые боты обещают разгрузить (и сократить?) отделы продаж в несколько раз.
Например, сервис tomoru обещает чат-бота, который “ работает с первых дней и непрерывно развивается [...] учится на собственном опыте и получает знания от своих коллег ”. Звучит очень заманчиво. Или вот еще пример, robo-voice - “это платформа, на которой вы сможете в несколько кликов создать идеально подходящего вашему бизнесу омниканального робота.” Звучит очень заманчиво, не становится немножко страшно - а вдруг завтра эти роботу заберут мое рабочее место? История знает несколько примеров промышленных революций, когда множество людей в одночасье оставались без работы. Но мы уже усвоили этот урок, поэтому будем готовиться к будущему заранее. Как известно российские сервисы часто копирует успешные зарубежные аналоги. Давайте проверим, может быть за океаном продажами уже давно занимаются роботы, а мы и не знаем про это?
По запросу “AI for sales” получаем кучу интересных материалов. Например сервис exceed.ai. Разработчики рисуют радужную картину “Imagine if each of your reps had a virtual assistant automating the repetitive and error-prone tasks related to engaging leads” - и это сильно отличается от российского рынка. Нам предлагают не заменить белковых продавцов виртуальными, а сотрудничество с машиной, умного ассистента для выполнения “грязной” работы, но лидер в этом тандеме по-прежнему человек.
И это не единственный пример. Сервис troops.ai , позиционирование амбициозное - “Центральная Нервная Система получения доходов”. Если разобраться это тоже виртуальный помощник, который не позволит пропустить следующий контакт с клиентом, подскажет когда когда надо отправить коммерческое предложение или контракт и не только. Conversica.com - снова виртуальный ассистент, который анализирует диалоги с клиентами, активности лидов и подсказывает лучшие варианты взаимодействия. Appier - виртуальный аналитик, который изучит информацию обо всех ваших клиентах, сегментирует их и даст прогноз реакции на рекламные компании.
Изучив сайты всех этих сервисов может показаться мы зря волновались, что роботы украдут у нас работу. Все наоборот, искусственный интеллект очень скоро будет помогать нам и делать 70% задач, а зарплату и премию будем получать мы. Но здесь придется вас огорчить. Ничего не делать не получится. Во-первых чем больше роботов будут участвовать в процессе продаж, тем больше будет цениться человеческое общение. И в мире где все продавцы будут получать схожие советы от своих виртуальных помощников ценность людей умеющих думать своей головой еще больше возрастет. Во-вторых, чтобы пользоваться любым инструментом, надо сначала прочитать инструкцию, понять как он работает, какие у него ограничения и преимущества. А значит нельзя переставать учиться. Кстати чтобы научиться быстро учиться можете попробовать свои силы на курсе по B2B продажам от Product University - это отличный симулятор выживания продавца в агрессивной среде.
Подведем краткий итог. Сферу продаж ждет очень интересное будущее, искусственный интеллект с одной стороны возьмет на себя рутинные задачи и одновременно станет мудрым советчиком, помогающим на всем пути продажи. Но расслабляться нельзя, поэтому продолжайте учиться и развиваться иначе вас заменит не машина, а более мотивированный человек. Тут ничего не изменилось.