Многие авторы пишут, что при взятии Крыма и Севастополя немцы использовали «ну, очень много тяжелой артиллерии», часто не уточняя, какой. Ну, просто артиллерии, ну очень много. Ну, просто тонну металла на квадратный метр обрушили! (Интересно, возможно ли такое в реальности). А, давайте посмотрим, что же было в реальности. Дивизионную артиллерию мы пока не рассматриваем, мы говорим только об артиллерии армейского и корпусного калибра, ибо здесь нашлось достаточно много интересного. Подобрался интересный «зверинец», собранный со всей Европы.
Перекоп.
Для штурма Перекопа в состав 54-го корпуса генерала кавалерии Хансена была передана тяжелая артиллерия, специально для этого поступившая из Чехии, (через Румынию ). Ее переброска осуществлялась по железной дороге до бывшей советско-румынской границы. Далее железнодорожные платформы меняли тележки (в связи с разной шириной русской и европейской колеи) и доставлялись по советской железнодорожной сети в Херсон. Из Херсона орудия в разобранном виде на штатных повозках следовали своим ходом на позиции. На тот момент уникальной тяжелой артиллерии в составе 11-й армии было еще немного. Армии были переданы:
- 1-й дивизион 814-го тяжелого артиллерийского полка (две батареи по две 24-см чешских гаубицы); в сумме – четыре орудия.
- 641-й тяжелый дивизион, оснащенный 30,5-см чешскими мортирами (две батареи по два орудия); всего – четыре модернизированных мортиры. Чуть позже дивизион получил еще одно орудие: новую 35,5-см гаубицу М-1 немецкого производства.
Чехи? Да, чехи, и очень неплохие. Признанным европейским лидером в разработке тяжелой артиллерии на тот момент, являлась фирма «Шкода».
24-см гаубица фирмы «Шкода»
24-см гаубица sH 39 являлась разработкой этой фирмы для Турции. Орудия планировали установить в замке Анадолу-хисар на Анатолийском берегу Босфора. Две гаубицы были поставлены в Турцию по контракту, но в ноябре 1939 года остальные 10 орудий были куплены вермахтом за 2,25 млн. рейхсмарок. Выкуплены? Да, выкуплены, да, фирма «Шкода» поначалу неплохо зарабатывала на этой войне. 24-см тяжелая гаубица s Н39, представляла собой систему полустационарного типа. Для установки ее на позиции отрывали котлован, в который опускалось металлическое основание. Монтаж орудия занимал не менее шести часов. В походном положении гаубица перевозилась на трех повозках: ствол, лафет и основание. Дальность стрельбы этого орудия составляла 17 км, вес снаряда – 166 кг.
В 2000-х годах, в ходе полевых разведок поисковых отрядов на перекопском направлении в Херсонской области, в 11 км от передовых позиций советских войск, удалось выявить две позиции для этих орудий. Орудия были установлены в заглубленных на 2 метра котлованах. Позиции идентифицированы однозначно по подъемному материалу. Однако, судя по его количеству, на этой позиции орудия использовались очень недолго. Орудие это запечатлено даже в немецком альбоме Цандера «Бессарабия-Украина –Крым», изданном в 1943 году.
30,5-см мортира фирмы «Шкода»
Мы очень любим отправлять на переплавку «старую» технику, абсолютно не считаясь с затратами, но в Европе так не поступали. 30,5-см мортиры, использовавшиеся в Крыму, а затем под Севастополем, были достаточно архаичным, но удачным оружием, разработанным чешскими инженерами еще в 1911 году. Орудие состояло на вооружении австро-венгерских войск и при разделе этого государства часть орудий досталась Чехословакии. Перед войной оно было модернизировано специалистами фирмы «Шкода» и его выпуск был возобновлен. Орудие было полустационарным. Оно перевозилось автопоездом из трех автомобилей и устанавливалось на подготовленную площадку. Дальность стрельбы мортиры составляла 12 км, вес снаряда – 340 кг. Скорострельность мортиры –20 выстрелов в час. Бетонированные фундаменты в котлованах были найдены в ходе разведок поисковиков в районе Макаровки, что, в принципе, совпадает со схемой размещения артиллерии 54-го корпуса. Однако, судя по подъемному материалу, орудие с этой позиции вело огонь недолго. Это было связано с тем, что доставка орудий и боезапаса к ним была связана с большими трудностями из-за состояния дорог.
Ишунь.
За первой «дверью» в Крым оказалась вторая: Ишуньские позиции, и для их захвата 54-й армейский корпус получил несколько тяжелых батарей, прибывших в 11-ю армию по просьбе Э. фон Манштейна. В 54-й корпус были переданы:
- 54-й тяжелый артиллерийский дивизион;
- 737-й дивизион тяжелых чешских гаубиц (12 шт. 15-см гаубиц);
- 1-й дивизион 77-го тяжелого артполка (12 шт. 15-см чешских гаубиц);
- один дивизион реактивной артиллерии.
В составе артиллерии появились две тяжелых батареи немецкого 2-го учебного артполка, который изначально создавался как база подготовки румынских артиллеристов. По состоянию на 2 октября 1941 года в корпусной артиллерии 54-го армейского корпуса числились:
- один дивизион тяжелых 10-см пушек (без одной батареи, всего – 8 пушек);
- две мортирных батареи 30,5-см (4 мортиры);
- две гаубичных батареи 24-см (4 гаубицы);
- одна гаубица 35,5-см М-1;
- одна батарея 15-см тяжелых дальнобойных пушек К18 (4 пушки);
- один реактивный дивизион;
- один (737-й) дивизион тяжелых чешских гаубиц 15 см.
Опять чехи? Увы, да, но не только. В армейской артиллерии появляются и собственные немецкие разработки. О дальнобойных 10 и 15-см гаубицах можно прочесть в сети, поэтому, их описание мы опускаем. Поговорим об «экзотике».
Гаубица М-1
Самым большим орудием в немецкой 11-й армии, на тот момент, была 35,5-см гаубица М-1 с длиной ствола в 27 калибров. Орудие являлось новой разработкой фирмы «Рейнметалл». Первая батарея 641-го дивизиона состояла из одной установки М-1, перевозившейся 9 тягачами. Шесть машин перевозили детали орудия, седьмая – кран, восьмая – электрический генератор, девятый тягач был запасным. Гаубица устанавливалась за два часа, стоила она «всего» полмиллиона рейхсмарок, и могла вести огонь на дистанцию до 20 км со скоростью 10 выстрелов в час. Основной снаряд – бетонобойный, весом 575 кг. Орудие требовало установки на бетонный фундамент.
Под Севастополем противник имел еще больше артиллерийской "экзотики". Но о ней - в следующей статье.