Существует множество стилей, в которых создавались украшения, при этом каждый из них имеет свои особенности. Для нас они интересны, прежде всего, тем, что дают возможность пользоваться эстетическими достижениями прошлых эпох. Сегодня мы расскажем об основных исторических стилях, выделяемых специалистами, пройдем по ступеням их развития.
Древняя Греция
Колыбель европейского искусства, в частности, ювелирного – Греция. Здесь сложились его основные принципы – гармоничность, ритмичность, единство формы и идеи. В середине пятого столетия до нашей эры древнегреческие культура и искусство достигли своего апогея. Что касается украшений, то изделия златокузнецов того периода говорят нам о том, что эстетические принципы их были выработаны именно тогда. Основным из них была категория Красоты, характеризовавшаяся арифметической просчитанностью пропорций и уравновешенностью композиции.
В качестве примера принцип ритмичности можно наблюдать и в ожерелье, найденном в Торенто. Здесь можно проследить основополагающие орнаментальные принципы той эпохи, характеризовавшиеся контрастностью, уравновешенностью, пропорциональностью. Все это неизбежно приводило к гармоничности произведения, отличающего изделия греческого классического искусства и ювелирного в том числе. Сегодня в украшениях греческого стиля используют основные принципы и мотивы античного искусства. Нередко можно встретить орнаменты меандр (построенный на прямоугольниках), «набегающую волну», пальметы и пр.
Древний Рим
Римские золотые украшения, дошедшие до нас, выполнены в эклектичном стиле. В них явно выражено влияние этрусков. Изделия отличаются некоторой тяжеловесностью и пестротой. Древнеримский период известен изобретением техники огневого золочения. Из золота готовили пасту и покрывали ею серебряные, медные и бронзовые изделия.
Сегодня можно увидеть перстни с резными изображениями, браслеты в виде змеи, медальоны-подвески, заколки для волос с изображением богинь и серьги, которые были очень любимы женщинами Древнего Рима. При ходьбе они позвякивали словно колокольчики. Предупреждая о появлении прекрасных римлянок.
Византия
Корни искусства Византии безусловно произрастают из античной художественной культуры Греции и Рима, однако дух его значительно отличается. В произведениях Византии специалисты находят также мусульманские черты, например, декоративность, линеарность и пр.
Время правления императора Юстиниана (с 527 по 565 годы) называют пиком развития Византийской культуры и искусства. Большая роль в их формировании историки отводят иконоборчеству, что повлекло за собой обращение к орнаментальной структуре в декоративных изделиях. Византийцы относились к роскоши, как к части престижа. Стремились к пышности и великолепию, добиваясь этого использованием дорогих камней и металлов. Искусство той эпохи дышит величием и покоем.
Искусство Византии, в свою очередь, повлияло на европейское. Важную роль в этом сыграло православное духовенство, способствовавшее распространению византийской культуры и искусства среди славян.
До наших дней дошло не очень много образцов ювелирных украшений Византии. В изготовлении серег, колец, браслетов и ожерелий применялись не только самые различные камни, изделия украшали эмалью, использовали чернение. Роскошные украшения с большим количеством жемчуга и дорогих камней, обрамленные золотом, поражают богатством и великолепием.
Древняя Русь
Прекрасные образцы "византийского стиля" можно обнаружить в Древней Руси. Ювелирам того времени подвластны были самые разные техники ювелирного искусства. Они занимались сканью (филигранью), басмой (тиснением), чеканкой и др. Особенно мастерски делались перегородчатые эмали. Мастера Древней Руси освоили этот вид техники, и сохраняли, когда в Византии она уже была утрачена. Среди древнерусских украшений можно найти подлинные шедевры, которые поражают своей красотой и тонкостью исполнения.
Появившись в древние времена, стиль возрождается вновь и вновь через столетия. И в наши дни черты давних стилей можно увидеть в изделиях, которые окружают нас, в украшениях, которые мы носим.