Максимальное внимание профилактике преступлений, защите граждан и в последнюю очередь (если первые два пункта не помогли)- наказание преступников. Именно такой могла бы быть логика работы правоохранительных органов в нашей стране как альтернатива текущей ситуации, когда главным критерием работы полиции и ФСБ является количество раскрытых преступлений, возбужденных уголовных дел и посадок, иными словами самая вредная для общества и экономики парадигма. Само собой, что при таком карательном подходе, когда необходимо к каждому гражданину приставить по полицейскому, а лучше по два, органам правопорядка приходится жаловаться на нехватку кадров . Кадров, которые будут иногда сажать женщин , решивших сбросить пару килограммов, иногда гонять детей по митингам, но забывающих приехать, если вас вдруг полтора часа убивают .
Потому что поймать, прижать случайно оступившегося человека намного проще, чем искать матерых уголовников, а план по посадкам выполнять надо.
Очевидно, что критерии оценки работы правоохранительных органов нужно пересматривать.
Важно, чтобы предотвращенное преступление зачитывалось в оценке работы сотрудника так же или даже выше, чем раскрытое. Спасенная жизнь человека должна оцениваться системой выше, чем раскрытое убийство, а количество совершенных преступлений и осужденных граждан напротив нужно рассматривать как недоработку системы охраны порядка. Тогда и только тогда удастся снизить количество заключенных в тюрьмах, снизить нагрузку на полицию, ФСБ суды и прокуратуру, а мы перестанем слышать “Вот когда убьют тогда приезжайте.
Хотелось бы объяснить эту мысль на примере ситуации, которая возникла на днях в Новосибирской области.
Жила была женщина. Решила как то она заказать таблетки для похудения, которые совершенно легальны в Казахстане (между прочем, член таможенного союза). Таблетки были доставлены ей Почтой России, а при получении женщина была арестована сотрудниками полиции и ФСБ.
Дело в том, что таблетки содержали вещество сибутрамин , запрещенное в России к обороту в свободном виде, но не запрещенное к обороту в составе таблеток, продающихся через аптечную сеть. История умалчивает, были ли эти таблетки из чистого сибутрамина или же преступление женщины заключалось в том, что она купила эти таблетки в Казахстане, а не России история умалчивает.
Факт остается фактом. Дело раскрыто, женщине грозит 7 лет, сотрудникам зачтена работа.
На мой взгляд, намного логичнее было бы изъять посылку на таможне и уничтожить, женщине вынести предупреждение о недопустимости таких действий, а сотрудниками полиции и ФСБ зачесть предотвращенное незаконное деяние, зачесть таким же образом и на тех же принципах, с теми же вознаграждениями как за раскрытое преступление. Зачем возбуждать уголовное дело, нагружать работой суд, прокуратуру и отправлять человека в тюрьму совершенно не понятно. Делу придает пикантности тот факт, что на аннотации к препарату не указано, что он содержит данное вещество. Таким образом, по подобному принципу попасть под следствие можно купив какую угодно вещь, если производитель положит в нее что-то запрещенное, а покупателя об этом не уведомит
Пока при оценке работы правоохранительных органов в приоритете стоит “палочная” система оценки эффективности работы таких нелепых уголовных дел будет очень много. Нам всем необходимо создавать общественный запрос на смену критериев, на смену системы мотивации в правоохранительных органах для того, чтобы общество в целом становилось более безопасным и комфортным, работа силовиков – более прозрачной, предсказуемой и логичной. Как для гражданских так и для людей в форме.
Главным в работе силовиков должно стать предотвращение преступлений и информирование граждан в том случае, когда они могут нарушить или нарушают закон, на втором месте по значимости должна быть работа по защите жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества и лишь на третьем месте - раскрытие преступлений и возбужденные уголовные дела.