Легкая промышленность — один из стратегических сегментов национальной экономики, и до коронакризиса она обеспечивала почти 5% бюджетных поступлений и 2,6% украинского товарного экспорта. А значит, она имеет значительный потенциал для дальнейшего развития.
Правда, пандемия внесла свои коррективы в отрасль: многие компании потеряли значительное количество заказов, освободили сотрудников и закрыли свой бизнес. Другие — адаптировались к новым реалиям и, например, перешли на государственные заказы — стали шить маски. Что сейчас происходит в украинской легкой промышленности и реально ли в ней заработать после всех локдаунов?
Отстаем от Польши в 6 раз, а от Италии — в 73
Сегодня легкая промышленность Украины экспортирует свои товары преимущественно в ЕС, это 83,7% от общеотраслевого экспорта. Их значительная часть традиционно изготовлена по заказу известных брендов, однако есть и «чистый» экспорт украинских брендов одежды и обуви.
И если до пандемии 75% швейного производства в Украине работало на давальческих схемах на Запад, то потом многие компании потеряли свои заказы. Для сравнения: за 9 месяцев 2020 года отраслевой экспорт сократился на 11,4% и составил $788,4 млн, а импорт уменьшился лишь на 5,6% и составил $2155,3 млн.
В то же время на внутреннем рынке Украины потреблялось только 53,79% продукции отечественных производств, тогда как импортозависимость в сегменте конечного потребления товаров легкой промышленности составляла 87,22%.
Стоит заметить, что по развитию легпрома Украина пока отстает от Польши — в 6 раз, от Германии — в 21 раз, а от Италии — в 73 раза.
Влияние коронакризиса
В 2020 году потребление одежды в Украине, по разным оценкам, сократилось на 50-60%. А заказы иностранных компаний на изготовление одежды в Украине упали на 30%. У тех людей, которые делают свои бренды, ситуация еще сложнее.
В Украине локдауны сильно ударили по бизнесу «на вещах, которые нужно мерить». Не все смогли профинансировать простой в торговле, потеряли свои команды. Некоторые обанкротились и не смогли заново открыться.
Кроме того, изменился и спрос у потребителей. Сейчас уменьшился чек, люди экономят. После Нового года и последнего локдауна это особенно видно. Поэтому производители влезают в долги для создания новых коллекций. Мария Терехова. Совладелица группы компаний X-tend Group, управляющий партнер и основатель New Fashion Zone
По статистике, до пандемии в Украине функционировало свыше 2,3 тыс. малых и средних предприятий легкой промышленности, на которых было задействовано около 85 тыс. работников. Годовые объемы произведенной ими продукции достигали 22 млрд грн. Только за прошлый год отрасль ориентировочно потеряла 20 тыс. рабочих мест. Особенно сильно пострадали бренды, у которых есть свой ритейл.
По данным Ассоциации Укрлегпром, отраслевая заработная плата в 2020 году составляла всего 57% от уровня средней заработной платы в промышленности. Отметим, что в 2017-м г этот показатель достигал 71% — тогда был зафиксирован наибольший рост объемов производства, экспорта и капитальных инвестиций в легпроме.
Легкая промышленность в 2020-м быстро перепрофилировалась и многие производители на своих ресурсах запустили производство средств защиты. Надеясь на обещания руководства государства быстро согласовать на государственном уровне условия механизмов поставок средств индивидуальной защиты (СИЗ), объемов и четких перечней продукции для закупок, цен, сертификационных требований.
Благодаря чему в короткие сроки был снят вопрос спекулятивных цен и социальное напряжение. К сожалению, несмотря на существенные успехи украинских предприятий в разработке и изготовлении новых защитных материалов и изделий, а также на большой спрос других стран на СИЗ made in Ukraine, предпочтение правительства в прошлом году традиционно было отдано ввозу импорта. Да еще и с одновременным длительным запретом на экспорт аналогичных украинских товаров. Анатолий Кинах. Президент УСПП
Сейчас легпром обратился к КМУ с тем, чтобы были отменены упрощенные процедуры закупки, по которым государственные средства тратятся в основном на импортируемую продукцию (Китай и др.), несмотря на то, что такое производство уже давно налажено в Украине.
Что сдерживает развитие?
Развитие украинской легкой промышленности сдерживают неравные условия конкуренции на внутреннем рынке, нестабильность налогового законодательства, устаревший механизм контроля безопасности продукции. А еще высокая зависимость от импортного сырья, материалов и комплектующих; низкая ценовая конкурентоспособность продукции.
А также сосредоточенность значительной части производств на изготовлении продукции из давальческого сырья. Ведь большинство украинских предприятий до сих пор не экспортируют готовые национальные продукты, а предоставляют только услуги по пошиву одежды или обуви. Сотрудничество с европейскими партнерами базируется на выполнении отдельных трудоемких операций, тогда как закупка, продажа, проектирование и логистика выполняются заказчиком.
Эффективность подобных фабрик в Турции и у нас отличается до 30% и не в нашу пользу. Основная причина — люди. Мы только учимся строить мотивированные команды, привлекать людей к развитию компаний, быть фанатами своего дела.
Вторым важным фактором сдерживания развития является внутренний рынок. И выйти на финансово мощные рынки — гораздо сложнее, если ты не силен дома. Покупательная способность внутреннего рынка в массовом сегменте — критически низкая. Это влияет на объемы производства, а значит, на себестоимость.
Не менее важный фактор — доступ к финансам. Активное развитие системы невозможно без привлечения внешних ресурсов. В Украине появляются новые возможности, однако инвесторы и доноры очень осторожны. Основные программы поддержки сегодня направлены на развитие бизнес-объединений, кластеров и ассоциаций. Юрий Самец. Владелец одежной компании ООО «Самбате», глава набсовета «Западноукраинского кластера индустрии моды»
Какие прибыли?
Игроки на рынке легпрома — дизайнеры, ателье индивидуального пошива, дизайнерские бренды, крупные бренды фаст-фэшн и ритейлеры. При расчете стоимости услуг фабрик опытные заказчики четко знают эффективную цену производства. Классически к этой цифре добавляется минимальная норма прибыли и это финальная цена, которую заказчики озвучивают исполнителям на переговорах.
В фэшн-бизнесе Украины, как и в любом другом, можно зарабатывать. При этом на него тоже распространяется общая статистика бизнеса: около 90% компаний закрываются в первый год, и успеха достигают лишь около 3% из них. Нормальная история — производственную себестоимость умножить на три. В мировой торговле умножают и на пять. Со своей стороны, дискаунтеры замыкают цепь производства и продаж на себе — и в некоторых случаях в Украине добавляют плюс 30% к цене. И живут за счет больших объемов. Но это не позволяет им нормально масштабироваться, вкладывать в маркетинг и продвижение. В стратегическом плане такие бизнесы имеют меньше шансов на развитие. Мария Терехова. Совладелица группы компаний X-tend Group, управляющий партнер и основатель New Fashion Zone
Учитывая высокие риски и очень низкую активность наших предприятий в коммуникации с иностранными компаниями, заказы концентрируются у посредников, и их может быть несколько подряд. То есть прибыль предприятий напрямую зависит от их активности, круга общения и умения организовать операционный процесс.
Изменение каналов продаж
Если раньше байеры закупали товар на Неделях моды, то из-за локдаунов вынуждены были завести себе современные диджитал-каналы и В2В-площадки. А такие бренды, как Prada и Dior, вообще открыли онлайн-шоурумы. Они похожи на компьютерную игру, в которой можно посмотреть и даже онлайн примерить (по вашим меркам) коллекции брендов.
Так, по данным международного отчета State of Fashion, в 2020 году произошла смена каналов продаж офлайн на онлайн и социальные сети. 30% компаний выжили, около 56% покупателей ожидают значительных скидок, и компании вынуждены с этим считаться. А диджитал-продажи в мире выросли на 700%.
Во время пандемии в мировом легпроме изменились инструменты маркетинга и продвижения своего бренда. Так, на конференции The Voices Business of Fashion в конце 2020 года один из крупных брендов рассказал, что они переформатировали работу своей компании в формат студии. И с утра до вечера снимают ролики для YouTube, Tik Tok, Instagram.
В Украине тоже увеличилась доля интернет-торговли одеждой, однако, несмотря на общее снижение потребления, результат все равно минусовый. Клиенты уверенно покупают через интернет вторую вещь. При покупке первой вещи незнакомого бренда, а большинство украинских брендов еще молоды, покупатели все еще предпочитают тактильный и визуальный контакт.
Кроме того, интернет-торговля одеждой в пиковые периоды продаж периодически выходит на 70% возврата товара. Поэтому в украинских компаниях работают над технологией точных замеров онлайн без использования специальных приборов. Для этого нужен смартфон, приложение, три фото и данные на фабрике пошива одежды. За этим будущее интернет-торговли.
Перспективы на 2021
Основным вызовом для всей отрасли сейчас считается соглашение о свободной торговле с Турцией, которая отменяет ввозные пошлины на готовую одежду и на импорт тканей. Согласно отчету USAID о возможных последствиях действия этого соглашения, одной из отраслей, которая больше всего потеряет, будет именно легкая промышленность.
В то же время эксперты отмечают, что здесь речь идет о классическом легпроме и внутреннем рынке. Кроме того, они советуют использовать эту ситуацию. Например, получить ткань без пошлины, достаточно переделать ее на территории Украины, получить сертификат происхождения и продавать в страны Европы без пошлин. Для сильных брендов это станет еще одним преимуществом.
Для компаний, которые имеют запас мощности или смогут привлечь инвестиции — это время перегруппироваться, создать новые прорывные продукты и наладить операционные процессы. А еще искать универсальные вещи, долговечные и дружественные к окружающей среде.
Стоит работать быстро, ведь, по инсайдерской информации, контейнеры с турецким легпромом уже опломбированы и готовы ехать к нам.
По информации из открытых источников можно предположить, что рынок в 2019 году достиг 176 млрд грн. В частности, по моим оценкам, рынок только мужских рубашек, которые производит наша компания, составляет более 3,5 млрд грн в год. Если говорить о женской одежде — цифра больше в десятки раз. На 2021-й прогнозы более сдержанные, но оптимистичные. Общаясь с иностранными партнерами, достаточно четко понять, что глобально отрасль начнет активную фазу восстановления с сентября 2021-го. Об этом свидетельствуют даты переноса весенних выставок, даты запланированных визитов представителей компаний и сроки возобновления контрактов. Для украинских производителей это создает весеннюю паузу. Производство средств индивидуальной защиты все больше переходит к специализированным компаниям, которые были созданы в Украине, то есть, необходимость привлечения сторонних фабрик уменьшится, а запросы на производство другой одежды возобновятся не раньше июня. Юрий Самец. Владелец одежной компании ООО «Самбате», глава набсовета «Западноукраинского кластера индустрии моды»
Выводы
Кризис подчеркнул все проблемы марок и производителей, которые у них были раньше. Один из прогнозов говорит, что мы перманентно будем в локдаунах. Поэтому компании на рынке легпрома должны измениться и по-новому работать с каналами сбыта.
Вместе с тем восстановление потребления легпрома непременно будет. Для этого производители и бренды ведут активные кампании онлайн, начинают восстанавливать выставочную деятельность. Иностранные контракты до сих пор в большинстве приостановлены, но коммуникация постепенно восстанавливается.
Со своей стороны, для общей поддержки развития легкой промышленности в Украине нужно восстановить сырьевое обеспечение производств. А также создать конкурентные условия на внутреннем рынке, ликвидировать теневой товарооборот. Ведь, например, по потреблению секонда Украина занимает лидирующие места в мире.
В качестве стимулов для бизнеса необходимо и ослабление фискального и регуляторного пресса. Это позволит значительно улучшить бизнес-климат и снизить себестоимость готовой продукции.
Сейчас отрасль рассчитывает на принятие проекта закона «О внесении изменений в раздел XI Таможенного тарифа Украины по унификации ставок ввозной пошлины на товары легкой промышленности» для минимизации коррупционных рисков при импорте сырья для производства в Украине продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности, на экспорт.