Во многих фильмах и других произведениях культуры, где изображаются катастрофы, вы наверняка слышали фразу: «Сначала женщины и дети!» Это значит, что при оказании эвакуационных мер, к примеру, с тонущего судна, в первую очередь эти категории граждан могут рассчитывать на спасение. Но откуда взялось это правило и работает ли оно на практике?
Предыстория
В прошлых столетиях суда редко были предназначены для пассажирских перевозок. В основном на кораблях отправлялись в исследовательских, военных и торговых целях. А значит, женщинам и детям на них особо не было места.
С открытием американских континентов пассажирский состав кораблей стал более разнообразным, но по-прежнему на большинстве судов основную часть экипажа составляли мужчины. А значит, и вопроса, кого первого спасать в случае крушения, не возникало.
В XIX–XX вв. многие корабли не располагали достаточным числом спасательных шлюпок. Лодки сильно загромождали палубы, мешали матросам и другим членам экипажа. К тому же на палубах судов нередко «кантовались» эмигранты, которые не могли позволить себе каюту. Было даже специальное название для такого способа путешествовать – IV класс. Следствием стала моральная дилемма о приоритете спасения пассажиров.
Крушение «Биркенхеда»
На рубеже XX столетия размеры судов стремительно увеличивались. На борту уже могло разместиться больше пассажиров. Однако по-прежнему количество спасательных шлюпок было ограниченным. Этот момент прекрасно отображен в фильме «Титаник», где Роза интересуется у инженера, почему мест в шлюпках на всех не хватает.
Однако в фильме мы видим, что неписаное правило «Сначала женщины и дети» уже действует. Началом этому послужило крушение британского судна «Биркенхед» в 1852-м. Произошло следующее. На корабле имелась единственная шлюпка, и, когда судно начало тонуть, капитан распорядился пересадить всех женщин и детей на борту в эту шлюпку (20 человек).
Пассажиры-мужчины были в основном представлены солдатами ее величества. Их полковник, находившийся на борту, отдал приказ: всем выстроиться в ряд на палубе и не сходить с места. Даже когда корабль разламывался пополам, мужчины оставались на своих местах. Впоследствии лишь немногие спаслись: большинство утонули или были разорваны акулами. Погиб и офицерский состав.
Современное отношение
Это правило – неписаное, то есть не закреплено международным морским правом. Однако предполагается, что жизнь женщин и детей имеет большую ценность, по сравнению с жизнью мужчин и пожилых. В частности после гибели «Титаника» спаслось 74% женщин и 52% детей. А вот выживших мужчин насчитывалось только 20% от изначального числа.
Однако произошедшее на «Титанике» – как ни странно скорее исключение. Статистика морских катастроф гласит, что чаще за последние полтора столетия выживали в крушениях мужчины и члены экипажа.
Сегодня принцип «Спасайте женщин» многими трактуется как гендерный стереотип, и мнения по его поводу расходятся. Важен и психологический момент. По факту, в чрезвычайных обстоятельствах срабатывает принцип «каждый сам за себя». А что произошло на «Титанике»? Корабль погружался очень медленно – около 3 часов. Настоящая паника началась лишь в последний час крушения. К тому моменту большинство женщин и детей уже были рассажены по шлюпкам благодаря приказу капитана.
________________________
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)