Найти тему
Психолог в сомнении

История о строгом завуче с чувствительным сердцем.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Когда мне предложили прийти работать в школу, то первым делом я вспомнила, как в ней было плохо. Я училась в «элитном» классе для умных девочек. На самом деле у нас учились два мальчика, но они старались быть максимально незаметными. У нас не было буллинга, но была жесткая конкуренция. У нас не было учителей тиранов, но это были 90 е, и педагогам было не до нас. К тому же, можно было давать много самостоятельной работы, знали, что мы все равно выучим. И не смотря на все это, в школе мне было плохо. Для меня система школьного обучения, до сих пор, остается репрессивной.

Меня мучало ощущение, что я иду на сделку с дьяволом. Но потом пришло в голову, что психолог нужен именно там, где нужна помощь, где, иногда, нужна защита независимого эксперта. А то, насколько я готова быть этим экспертом, будет зависеть только от меня.

Повторюсь, что вернулась я в школу, где училась. Прошло много времени, и моих учителей в школе уже нет. Осталась одна завуч, Лариса Михайловна. Завуч по воспитательной работе, а значит мои обязанности тесно связано с ее.

Я мысленно быстро загнала ее в шаблон советской учительницы, которая видит детей очень поверхностно, и не очень их любит. Да, стыдно, но процессы казуальной атрибуции никто не отменял, и психолог тоже классифицирует людей вокруг. Автоматически.

Надо сказать, что Лариса Михайловна идеально в этот шаблон вписывалась. Ее фразы: «еще ее мама в нашей школе зажигала, куролесила, отрывалась (почему то бывших учениц мам в школе оказалось много, про пап пока не слышала)», «это не класс-это зоопарк», «этого можешь забирать на тестирование с любого урока, его уже ничто не спасет», и т.д. Нет, она не злая, но учительские штампы сыпятся из нее постоянно. Обычная профессиональная деформация.

Но…

Приходит она ко мне с просьбой. И рассказывает историю, которая перевернула мне все шаблоны.

9 класс. Лазарев Саша. Мама после второй беременности потеряла связь с реальностью. Выгнала мужа. К детям не подпускает никого из родственников. Может разбудить их в три ночи, одеть и выставить за дверь. Запрещает им идти к бабушке или папе. Со всеми скандалит. Брату Саши пять. Он ходит в сад. Сад оплачивает папа. И вот, как то в ссоре, Саша заявил, что есть дома не будет. И перестал. В школе его кормить не обязаны, бесплатно питаются только малообеспеченые. Маме все равно, ел ли ее ребенок.

И вот, узнав об этой ситуации, Лариса Михайловна договорилась со столовой (они находятся не в подчинении школы, это аутсорсинговая фирма), договорилась с бабушкой, и его кормили, как бы, бесплатно. Легенда для Саши была такая: есть девочка, которая должна питаться как малоимущая, но она не хочет, и ее порцию отдают ему. На самом деле на питание скидывались бабушка Саши, Лариса Михайловна и классный руководитель. Со столовой был уговор, чтобы накладывали от души. Пусть один раз в день, но он поест основательно.

Пришла Лариса Михайловна с просьбой узнать, как себя чувствует Саша. Она переживает, в семье произошел очередной скандал. Мальчик очень правильный, ответственный.

Я не ожидала такого сопереживания, готовности придумывать и изворачиваться, чтобы не обидеть мальчика.

Знаю, что многие подумают о том, что ребенка надо изымать с помощью опеки, полиции. Но… она работает. Жилье есть. В холодильнике всегда есть еда. Формальных признаков изымать детей, нет. Что думает про эту ситуацию папа, я не знаю. Бабушка, которой не дают помогать внукам, и просто их видеть- со стороны мамы.

Учителя не боги. Помогают чем могут…И, оказывается, умеют сопереживать.

P/S Имена изменены.