Найти тему

Интернет и книга-борьба или единство?

Оглавление

Человечество стало больше читать. И не просто больше, а больше значительно — это показывают все соцопросы, и об этом говорят данные статистики. Иное дело, что мы читаем? Если буквально вчера речь шла исключительно о книгах, газетах и журналах, изданных на бумаге, то сегодня сотни миллионов читают исключительно электронные тексты в Интернете.

Как это было

Для начала определимся, что речь у нас будет идти и о книгах как таковых, и о чтении вообще. Потому что люди читают не только книги, а вообще все, что написано.

При условии, что они умеют читать-писать. конечно, и им это нужно. К слову, пред­ставление о том. что в далекой древности этими умениями обладала только элита общества, неверно. По-разному бывало.

К примеру, изучение шумерских глиняных табличек и вообще шумерского общества приводит к выводу, что да — читать, пи­сать, знать основы счета было привиле­гией лишь богатых людей, поскольку само обучение в школах было платным и стоило дорого. В Древнем Риме грамотность была чуть ли не поголовная, что подтверждается не только архивами, а граффити на стенах домов, которые делали простолюдины, солдаты и рабы. То же самое можно сказать о грамотности в русской Новгородской республике, где в школу ходили все дети.

Берестяные грамоты свидетельствуют: читать и писать в древнем Новгороде уме­ли практически все А вот Европа раннего Средневековья грамотностью населения похвастаться не могла. Крестьяне, ремес­ленники и даже знать читать и писать не умели поголовно. Более того, многие дво­ряне даже гордились своим невежеством, считая грамотность уделом торгаш ей и монахов-ученых. Затем положение стало постепенно меняться, поскольку развитие производственных отношений буквально толкало людей к грамотности. А уж когда Иоганн Гутенберг в середине XV века изоб­рел свой печатный станок и книги стали распространяться по свету тысячами эк­земпляров. умение читать вышло из мо­настырей и университетов. Тем не менее книга как таковая еще долго оставалась довольно уникальной и даже сакральной вещью. До тех пор. пока не получила раз­витие и широкое распространение снача­ла художественная литература, а затем и публицистика с ее газетами и журналами.

От элитарности к массовой литературе

Что бы ни говорили высоколобые кри­тики и литературоведы, главная состав­ляющая художественной литературы — развлекательность. Чтение Библии или научного трактата о квантовой физике назвать развлечением трудно, а вот рома­ны (даже сложные, признанные вершиной литературы) люди читают, чтобы получить удовольствие, развлечься. Это же касается и публицистики, и даже высокой поэзии.

Правда, удовольствие от прочтения ста­тьи в популярном журнале и гениального стихотворения разное, но это уже зависит от образованности, начитанности, инди­видуальных предпочтений данного конк­ретного читателя, таланта журналиста или поэта и множества иных факторов, включая погоду за окном и ваше самочувствие в конкретную минуту чтения. Речь не об этом, а о том, что уже в XIX и особенно в XX веке элитарность книги ушла в прошлое. Это удовольствие стало доступно всем, появилась массовая литература, в которой доля легкой развлекательнос­ти занимает гораздо больше места, чем доля, скажем, просвещения или обычной информативности. Но вот сочинительство, писательство и даже журналистика оста­вались занятиями не всем доступными.сохраняли ту самую элитарность, которая ранее была присуща и тем, кто читает, и тем, кто пишет. Многие из нас еще помнят те времена, когда писателей в СССР на­зывали «инженерами человеческих душ» и относились к ним с большим пиететом.

Читателей было много. Писателей мало.

Следовательно, книга, даже относящаяся к массовой литературе, продолжала нести на себе печать некоторой сакральности.

Тем более что хорошую книгу (особенно в нашей стране) нужно было еще найти, достать: не всегда она была даже в библио­теках, не говоря уж о книжных магазинах.

Интернет чтиво

И вот появились компьютеры. Ин­тернет, социальны е сети, пиратские и нормальные сетевые библиотеки, масса интернет-СМИ. сетевые книжные мага­зины. «заточенные» под чтение и продаж у книг в электронном виде. Первое же. что практически сразу ощутили все читающие люди, — резкое падение ка­чества текстов. Под читающими людьми подразумеваются те, кто читают книги, художественную литературу, включая беллетристику. Падение качества по всем пунктам : оригинальность, стиль, образность, грамотность. Объясняется сей, кажущийся печальным, факт прос­то: писать и выкладывать написанное на читательский суд стали все кому не лень.

Если раньше, чтобы опубликовать книгу, надо было пройти довольно серьезный издательский отбор или хотя бы заплатить свои кровные и немалые деньги, то теперь ничего этого не нужно! Любой человек, которому хватило терпения написать за­метку о жизни, свое «экспертное» мнение о том или ином событии, стихотворение, рассказ, статью или даже роман, может выложить свой текст в Интернете. Благо ресурсов хватает. И не только выложить, но и продавать его. Купят или нет, вопрос другой, но главное — это может сделать каждый. При этом уметь писать или обла­дать элементарной грамотностью вовсе не обязательно. Потому что вместе с но­выми сетевым и (так их теперь называ­ют) писателями вырос и новый сетевой читатель, который спокойно принимает даже не вторичные по оригинальности, а третичные, заштампованные донельзя тексты с отвратительным стилем и грамматическими ошибками и даже платит деньги за их прочтение. Были бы инте­ресный сюжет и герой, с которым можно себя соотнести. Эскапизм в чистом виде, скажете вы? Да. Но любое чтение, кото­рое несет в себе развлекательное начало, является в какой-то мере эскапизмом, и то, что мы сейчас говорим об интернет- чтиве, 100 лет назад эстеты говорили о бульварных романах и детективах в мягких дешевых бумажных обложках.

Две стороны одной медали

Подчеркнем. Никто не утверждает, что читать сетевую литературу — это плохо. Наоборот. Вы знаете, что в США. к примеру, существует прямая зависи­м ость между количеством тюрем, кото­рые нужно будет построить в ближайшее время, и процентом читающих подростков 10-14 лет (в том числе и сетевую литера­туру)? Чем меньше процент читающих, тем больше тюрем. И зависим ость эта характерна не только для США. но и для любой страны, считающей себя хотя бы относительно цивилизованной. Так что пусть подростки читают, что сами хотят. дело не в этом. Все идет к тому, что уже довольно скоро мы вернемся к временам, когда бумажная книга будет, как 200 лет назад, считаться признаком элитарности и печатать на бумаге станут не все под­ряд, а лишь избранные (в любых областях) тексты, написанные безусловно грамот­ными людьми и прошедшие многоступен­чатый отбор не менее грамотными редак­торами. Стоить эти книги будут немало, поэтому доступны будут только тем. кто хорошо зарабатывает. Соответственно и шансы на хороший заработок будут выше утех, кто читает качественные тексты. Уже сейчас это происходит, а дальше тенден­ция будет только усиливаться. А что же Интернет? Там. как и сегодня, будет рас­ти количество неграмотных «писателей» и читателей, чьи требования к качеству текста весьма и весьма невелики. Это еще мы не говорим о ботах, которые уже вовсю создают простейшие тексты для широких масс, а скоро, пожалуй, начнут писать и не менее простейшие книги. Судя по всему, читатели для них тоже найдутся.

Тем не менее нам кажется, что бес­покоиться особо не о чем. Как уже было сказано, читать в любом случае лучше, чем не читать. Только чтение создает в чело­веческом мозгу такие новые связи между нейронами и областями, которые не могут возникнуть, например, при просмотре лю­бого видео. Поз тому давайте будем читать сами и приучать к чтению своих детей. Как говорит прекрасный английский писатель Нил Гейман. «не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные». То же самое относится и к взрослым.