Школа. Почему родители отказываются от социально психологического тестирования.
В нашей провинциальной обычной школе обычного провинциального южного города миллионника реализуется очередная задумка федеральных инноваторов. Называется она: социально психологическое тестирование. Суть процедуры заключается в том, что дети с седьмого по одиннадцатый класс заполняют на определенном портале тест, который дает информацию о коммуникативных способностях ребенка, его склонности к риску, и т.д. О деталях можно узнать у гугла/яндекса.
Интересно вот что. На прохождение тестирования, родитель ребенка до пятнадцати лет дает согласие. Большинство подписывает его, не вдаваясь в подробности. Нууу... тест так тест. Но, у меня было три категорических отказа. Попробую описать этих родителей
1. Мальчик- 9 класс. Серьезный, ответственный, воспитанный. Мама каждый год пишет отказ от любого контакта ребенка с психологом. Когда то, я тестировала его совершено в другом месте на готовность к обучению в школе (город, повторюсь, провинциальный, практикующих психологов не так много). Его, конечно, помню смутно (обычный хороший ребенок), а вот маму помню очень хорошо. Она была возмущена всем. Нет… она была именно ВОЗМУЩЕНА. Педагоги в саду не такие, дорога до психолога была трудной, а что в школе ждет, вообще, ужас.
Она не изменилась. Сказала, с порога, что уговаривать ее не надо, слушать она ничего не будет. Напишет отказ и убежит. У нее очень сложная работа (регистратор в муниципальном центре физкультуры), голова пухнет, дистанционка ужас (класс сидит на карантине по ОРВИ), и т.д. Потом, не поднимая глаз, она заявила, что хорошо меня помнит, и не ожидала увидеть. Я объяснила, что работаю с сентября. Жаль, говорит, что я не знала, это бы многое изменило. Вам я доверяю. (напоминаю, что встречались мы один раз на тестировании ребенка кучу лет назад).
Оказалось, что у нее был конфликт с психологом школы (не этой), после которого она и пишет отказы от психологического сопровождения. Видимо, сильно разозлилась. Какой конфликт уточнять не стала. Будет возможность, уточню у коллеги, когда пересечемся.
Заканчивая заявление, она категорически возмущена фразой (в образце заявления), в которой написано, что предоставлена возможность задать вопросы. Уточняю, что я рядом, и она может задать любой вопрос. Ответ ошеломительный и максимально честный: но я не хочу слушать ответы!
Здесь нужно уточнить. Мама сложная и не понятно, кто в этой ситуации виноват. Я встречалась с родителями, которые, встретив откровенный не профессионализм (а такого в нашей сфере много), не хотели ко мне идти. И их долго приходилось настраивать на работу, завоевывать доверие, доказывать, убеждать, прилагая массу усилий. Работа с такими родителями была бы намного проще, не встреть они некоторых моих «коллег». И я, частично, могу понять этот отказ. Но повторюсь, делать выводы о том, чего я не знаю, не стала.
2. Мальчик. 7 класс. Очень зажатый и тревожный. Редко смотрит в глаза. Виделись мы один раз. Разговаривал со мной так, как будто он пионер герой, а я фашист на допросе. Моей единственной фразой был вопрос, сам ли он не хочет проходить тестирование, или родители против. Ответил, выкрикнув куда то в кабинет, что это решение совместное. Отпустила назад в класс. Пытать я его не собиралась.
Пришла мама. Молодая, милая, легкая. Улыбается. Напряжена. Говорит намеками, обдумывая каждую фразу, каждое слово, от этого ее ответы на мои вопросы оказываются односложными. Пока писала отказ, немного расслабилась и открылась. Очень неохотно. Объясняет, что сын единственный. Очень любимый. Вдруг ответит не так, информация попадет в нужную папочку, и его не возьмут на работу в ФСБ. Не стала переубеждать, что такой папочки не существует. Не поверит, и доверять мне не будет. А доверие, это один из основных моих инструментов.
Это ее выбор. И я его уважаю.
3. Девочка. 8 класс. К сожалению, так с ней и не встретилась. Учится, с этого года, заочно.
Мама аккуратно зашла ко мне в кабинет, и, увидев в нем подростков, изменилась в лице. Я предложила ей сесть за стол, и написать отказ. Она схватила бумагу, и сказала, что будет писать в коридоре. Позже я выглянула, и увидела, что она пишет, скрючившись на лавочке, держа листок на весу. Предложила зайти в кабинет, девочки уже вышли. Говорит, что нет, у вас же ничего не проветривается. Вообще то, проветривается, и лампа есть, но и ее я переубеждать не стала.
Через пару минут, там же в коридоре отдает отказ и собирается убегать. Я читаю причину: пандемия. Поднимаю глаза, и пытаюсь объяснить, что тест можно пройти дома, с помощью логина и ссылки на сайт, но вижу только ее тень в конце очень длинного коридора.
Ну что ж и ее выбор я уважаю. Хоть и не удалось поговорить и понять.