Найти в Дзене

Леди изчезает...

Аня Минцлова, дочь публици­ста, адвоката и библиофила Минцлова Рудольфа Рудоль­фовича, родилась в 1865-м.

Росла и развивалась в окружении мно­гочисленных книжных редкостей, сре­ди культурной элиты. Она была очень образованна, поэтична и умна...

Разумеется, Анна «стояла на уров­не современных идей», то есть была в курсе всех модных веяний в ли­тературе. В течение нескольких лет она близко дружила с Вячеславом Ивановым, практически жила в его квартире «на башне», куда приходил весь цвет петербургских символистов.

Австрийский философ и эзотерик Рудольф Штейнер
Австрийский философ и эзотерик Рудольф Штейнер

К ее мнению прислушивались Белый и Брюсов, к ней нежно был привязан Максимилиан Волошин. Он называл ее «сивиллой», верил в ее дар про­видицы...

Но притом, что воспоминания об этой женщине мы находим в книгах многих культурных деятелей начала прошлого века, мы о ней не знаем... ничего! Анна Рудольфовна — теософ и библиофил, переводчик и мистик, вольнодумка и оккультистка... Она была членом Международного тео­софского общества, входила в круг первых сподвижников знаменитого австрийского философа и эзотерика Рудольфа Штейнера, была пропаган­дистом его мистических идей. Много ездила: участвовала в культурных акциях в Норвегии, Петербурге, Кры­му. Постоянно рассказывала о таин­ственных «учителях», открывших ей тайные знания. Людей этих, впрочем, никто не видел... Некрасивая и власт­ная, всегда взволнованная и немного безумная. Ее внешность описана так: «Бесформенная фигура, чрезмерно большой лоб, подобный тем, которые можно видеть у ангелов старогерман­ских художников, выпуклые голубые глаза, очень близорукие, тем не ме­нее они всегда как будто смотрели в необъятные дали. Ее рыжеватые во­лосы с прямым пробором, завитые волнами, всегда в беспорядке...»

Пожилая королева Виктория

Анна Рудольфовна, растолстевшая с возрастом, была похожа на коро­леву Викторию, только белесоватая и опухлая, как утопленница, иногда она воочию расползалась, как пузырь.

Впечатление зыбкости производила еще ее крайняя близорукость, она все делала, ходила, брала, вставала, са­дилась очень проворно, но как-то на ощупь, как слепая, неопределенно и часто мимо цели. Проворность до не­которой степени маскировала эту бес­помощность. Так же и речь: она гово­рила очень быстро и тихо, неуверенно и неубедительно; когда она говорила что-нибудь невпопад, она спохватыва­лась: «Ах, да, да, да, да» — и сейчас же начинала лепетать совершенно проти­воположное тому, что только что про­поведовала. В тесном кругу она играла сонаты Бетховена. Играла она неверо­ятно плохо, не туда попадая, без рит­ма, тыкаясь носом в ноты...

Она обожала читать вслух лек­ции модного тогда Штейнера, давала уроки ясновидения, любила давать советы, причем сговорчива была до крайности. При наличии внешнего уважения к ней она готова была пота­кать самым чудовищным глупостям.

Была ли она медиум? Кто-то считал, что да. А другие открыто называли ее шарлатанкой. Отсюда и разные оцен­ки ее внешности. Вот одно описание «Большеголовая, грузно-нелепая..

Вваливалась в черном мешке (балахоны, носимые ею, казались мешка­ми); и дыбились желтые космы над нею; и как ни старалась причесы­ваться, торчали, как змеи, клоки над огромнейшим лбиной, безбровым; и щурились маленькие, подслепо­ватые и жидко-голубые глазенки...» Другие вспоминали о ней восторжен­но и удивленно, восхищенно опи­сывают ее мягкие руки с длинными пальцами, тихий, завораживающий голос, учащенное дыхание, отрыви­стые фразы... Говорили, что она всю себя отдавала человеку, в которого в данный момент была влюблена, видела в нем максимум того, чего он мог когда-нибудь достичь, впрочем, в ее присутствии каждый чувствовал свою приподнятость над повседнев­ностью.

Анна Рудольфовна старательно поддерживала имидж женщины- загадки. Она устроила спектакль даже из своей смерти: нет, она не умерла, просто исчезла. Буквально. В августе 1910-го после заседания теософского кружка она свернула в переулок и... с тех пор никто ее не видел