С детства с Зеленстроя на дачу мы ездили через Калужское шоссе. В те времена еще не было южного рынка и прочих объектов. Можно сказать, сразу за проспектом начиналось поле, овраг и до самых дач, не считая базы от РТИ. Про место южного рынка свои воспоминания я напишу в другой статье.
В середине 90-ых на середине спуска горы по левой стороне началось строительство одинокого 9-этажного дома и длилось оно лет 15, чуть ли не до десятых годов. В какие-то годы строительство было заморожено и все стояло в полузаброшенном состоянии. Строил тут какой-то частник, нанимая различных подрядчиков по мере появления денег. Изначально там было много техники, желтые бульдозеры, экскаватор. Меня всегда привлекала строительная техника и проезжая мимо с отцом на Запорожце я заглядывал на стройку, чтобы увидеть какой-нибудь трактор, агрегат и т д.
Именно к этому дому ведет асфальтная дорожка от нынешнего ТЦ «Южный». В одном месте у куста стоит деревянная лавочка, смотрится забавно. В этом же месте в 90-ые буквой Г в сторону Запада торчала труба, из нее часто, как из родника лилась небольшая струя воды. Она осталась по сей день.
Чуть ниже метро через 50 начинались дачи, с виду очень ветхие и сделанные, что называется, из экспериментальных материалов. Уже тогда мне казалось, что совсем не душевно иметь дачу так близко к городу по соседству с шумным шоссе. Дачи были странные, лишь иногда там можно было увидеть людей, а уж лицезреть свет в окошке ночью, такого я вообще не помню. Дача наша была и есть за симферопольской трассой и в 90-ые по моим воспоминаниям кроме нас очень мало людей ночевало летом. То ли люди боялись того криминального времени, то ли много работали. Лишь в нулевые и позднее на дачах стали активно жить и ночевать. А может город не был так загазован и суетлив.
Еще ранее до дач на спуске Калужского шоссе, говорят, была лесополоса и собирали даже грибы. А ближе к оврагу ниже стояли не дачи, а частные дома относящиеся к деревне Нижнее Волохово. Деревня эта до сих пор существует, правда, застроена большей частью коттеджами. Удивительно, я всю жизнь ездил мимо, но не разу не прошёлся пешком по данному жилому пункту, обязательно это сделаю, судя по карте тут есть интересные объекты.
В начале десятых годов все дачи вдоль шоссе скупили и начали их снос, жаль, что я и видимо, никто не сделал последние кадры этих мест. Всегда кажется, ну, что там фоткать, разруха, окраина… А когда место меняется уже смотришь на это по-другому. Поэтому в последнее время гуляя по Туле в разных районах, я стараюсь фотографировать многое и особенно те объекты, виды, которые с большой вероятностью в ближайшем будущем перестанут существовать в нынешнем качестве.
Во второй половине десятых здесь хотели строить ЖК «Вертикаль» и даже весела соответствующая вывеска на заборе, но что-то пошло не так, расчистка площадки затормозилась. Теперь тут началось строительство ЖК «Южный квартал». Совсем скоро, наверное, район примкнет к отдаленному микрорайону в виде двух высоток «Новая Тула».
По планам на далекий 2013-ый год между мелким ТЦ «Южный» и жилым одиноким домом на Калужском шоссе должен быть громадный ТРЦ, но забором обнесли это место лишь в прошлом году. И уж не знаю, что тут будет, ТЦ или жилой комплекс?! Скажу свое мнение, что на Зеленстрое нужен свой объемный торговый центр, далековато ездить в Макси и Гостиный двор. Место вполне подходящее, может тут будут продуктовые гиганты О,кей, Карусель или Ашан, которых еще нет в Туле. Пока в этом месте незаметны строительные работы.
Между ЖК «Южный квартал» и Калужским шоссе 16 почти готовы и достроены спортивные комплексы… Хотя, куда их столько, рядом с Глобусом и тут теперь… Но лучше они, чем пустырь или очередной банальный ТЦ.
Рассказал о правой стороне спуска, а теперь о левой. Тут с советских времен стоят красные 9-этажки. Не завидую я жителям дома по адресу Калужское шоссе 11, это самый последний дом, за ним ниже ряд гаражей и дачи. Далеко приходится ходить на транспорт к проспекту и ближайший магазин Пятерочка лишь в 18-этажке построенной в конце нулевых. А на 9-ую маршрутку жители этого дома идут чуть короче через гаражный кооператив. Вдоль домов тянется красиво посаженный ряд лиственниц, между которыми тропинка для прогулки собак совсем незаметная с самого шоссе.
Скоро мы доживем до времен, когда до Новой Тулы и МЕТРО можно будет спокойно дойти до по тротуару. Нам обещают пешеходные переходы на Калужкском шоссе, скорее всего наземные и соединение дороги с улицей Оружейной, которого все никак не дождутся туляки.
ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:
Улица Гоголевская, воспоминания детства и экскурс в прошлое.
Тула, Южный рынок и что было его на месте.
Съездил впервые в тульский ЖК "Петровский квартал".
Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога (1905-1996)
Тульский аэропорт Клоково (1959-1994)