Найти тему

Настоящяя Русская Женщина

С детства помним репродукцию Суриковской «Боярыни Моро­зовой» — довольно мрачная картина, если честно. Но мало кто, думаю, расскажет внятно, кем же была эта женщина с пугающе­фанатичным выражением лица! Ра­ботая над картиной, Суриков перечи­тал массу исторических материалов, перво-наперво «Повесть о боярыне Морозовой», разумеется. Эта напи­санная в XVII веке книга повествует о времени церковного раскола, одним из символов которого стала Морозова наряду с протопопом Аввакумом. Не зря старообрядческая церковь при­числила ее к лику святых. Это была потрясающе сильная и верная своим идеалам женщина — Феодосия Про­копьевна Морозова. Она родилась в знатной семье. В 17 лет ее выдали замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, человека уже пожилого, богатого и влиятельного — как тогда говорили, состоявшего «при царях».

Феодосия рано осталась вдовой, ис­кренне горевала, воспитывала сына Ивана, которому после смерти отца перешло все богатство рода Моро­зовых. Феодосия входила в ближнее окружение царицы Марии Ильинич­ны, была дворцовой боярыней — зва­ние почетное, дававшее много льгот.

Казалось бы, живи да радуйся! Бога­та, красива, близка к царице, люби­ма сыном... Мужчины добиваются ее внимания. Но она отвергает всех, уве­ряя, что намерена хранить верность умершему мужу. Да, она религиозна, как и вся ее семья. Но такое самоот­речение даже для них — перебор.

Родня в недоумении: зачем молодой женщине так себя изводить постами да молитвами?! Ну к чему так смирять плоть?

Она не сдается, да еще и вслух обсуждает несправедливую церков­ную реформу патриарха Никона: мол, ересь это! Из-за этого и с царем Алек­сеем Михайловичем поссорилась, не постеснявшись ему сказать, что нель­зя менять богослужебную традицию русского православия. Религиозные те нововведения вызвали в обществе волну возмущения. Только кто-то роп­тал тихо, а она — во весь голос. Основ­ным заступником за старую веру стал протопоп Аввакум, которого схватили и бросили в тюрьму. Но его урок не выучила Феодосия: она выступила в поддержку «диссидента» и отправи­лась к нему в тюрьму. Навещая его, она подвергала себя страшной опас­ности. Но такова была эта женщина — за идею хоть в костер! Потом возвра­щенный царем в столицу Аввакум поселился у заступницы Морозовой.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Царь ждал, что протопоп, понюхав ка­зематов, одумается и смирится с ре­формой. Но не таков это был человек: ему легче было отправиться в ссылку.

А боярыня, конечно, писала ему туда, поддерживая и обещая продолжить борьбу за истинную веру. И шпионы доложили об этом царю. Ее увеще­вали, пугали, наказывали изъятием части поместий. Она лишь упрямо сжимала зубы, а в декабре 1670 года постриглась в монахини под именем Феодоры. Теперь она могла не посе­щать царских увеселений, удалиться от двора. Последней каплей ее свое­волия был отказ почтить своим при­сутствием царскую свадьбу. Тогда уж к мятежной боярыне применили жесткие меры: ее и ее сестру зако­вали в «железы». Допрашивали и пытали на дыбе, отравили ее сына.

Конфисковали имущество. Так ужас­ны были преследования сестер, что за них заступился даже патриарх Питирим, писавший царю: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, абы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы кня­зю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они мно­го смыслят!» Но царь ответил, что Мо­розова «много наделала мне трудов и неудобств» и отказался освободить непокорную боярыню...

Ее даже собирались сжечь на костре, но пощадили и отправили в Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме.

Ее просто уморили голодом. За день до смерти Феодосия попросила тю­ремщика постирать в реке ее полуистлевшую нательную рубаху, ведь по православной традиции принять смерть положено в чистом белье. Но и в этой малости ей отказали. Похо­ронили без гроба, завернув в рогожу.

Было ей только 43 года...