«Прямо перед Новым годом звонит мне клиент: «ЧП, бухгалтер 30 декабря написала заявление». Другого опытного и толкового бухгалтера недавно еле уговорила остаться в профессии: она сказала, что сегодня работать просто боится, хотя трудится уже много лет и очень скрупулезно ведет отчетность. В третьем месте бухгалтер с опытом ушла из профессии, на ее месте сменились уже три, но тоже уволились», — рассказывает гендиректор аудиторской компании «Светла-Аудит» Светлана Бригадина.
Бухгалтеры уходят, а найти нового все труднее
Есть такая шутка: «К выбору бухгалтера нужно подходить очень тщательно, так как избавиться от него потом будет практически невозможно». Сегодня же «избавиться» от бухгалтера проще, чем кажется: бухгалтеры массово уходят не только со своих мест работы, а в принципе из профессии.
«Моя знакомая — главбух с большим стажем и хорошей зарплатой — недавно ушла на должность директора магазина. Но сегодня все больше примеров, когда бухгалтеры, а иногда и главные бухгалтеры идут работать даже администраторами и продавцами. Резко теряют в заработке — на должности главбуха даже в малом бизнесе зарплаты начинаются от 90 тысяч рублей, но говорят, что в профессии оставаться больше не могут», — делится примерами руководитель аутсорсинговой компании «КАДиС» Наталья Кретова.
Ее наблюдения подтверждают и растущие сроки закрытия вакансий бухгалтеров в воронежских компаниях. «Если раньше найти сотрудника на позицию бухгалтера было возможно за две недели, то сейчас поиск может занять до полутора месяцев», — комментирует директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.
По данным сайта hh.ru, сегодня сфера «Бухгалтерия/Управленческий учет» находится на десятом месте по количеству вакансий в Воронежской области — это 6 % от всех размещенных в регионе предложений о работе. То есть профессия одна из самых востребованных среди работодателей. Личный опыт гендиректора «1С БухОбслуживание Система # 1» Андрея Николаева полностью совпадает со статистикой HeadHunter:
«Мы закрываем вакансию бухгалтера до полутора месяцев. А иногда и вовсе приходится временно прекращать набор — подходящих кандидатов просто нет, а затем, после перерыва, открывать вакансию снова. При этом соискатели появляются, но это кадры без опыта, сразу после вуза или с очень низкой квалификацией. Иногда до того, как найдем одного сотрудника, проводим по 30, а то и 50 собеседований». Опытные же бухгалтеры все чаще меняют не просто место работы, но и сферу деятельности.
«Вряд ли можно привести какие-то точные данные, сколько именно человек ушло из профессии за последние год-два: рынок слишком разношерстный, не стоит забывать, что до сих пор распространены и бухгалтеры «на дому», которые ведут отчетность компаний без всякого оформления, поэтому точного количества бухгалтеров в регионе не знает никто. Но по общению с клиентами и бухгалтерами тенденция ухода из профессии налицо, — считает Светлана Бригадина. — И скорее пока это только начало».
Почему бухгалтеры начали уходить из профессии?
Причина первая. Резкий рост ответственности.
«Количество судебных дел на бухгалтеров выросло в разы, — замечает Наталья Кретова. — Посмотрите заголовки СМИ: постоянно мелькает, что бухгалтер заплатил за такую-то фирму, понес ответственность и т. д. Кроме НДС, сейчас еще очень «модная» тема — доначисление НДФЛ: например, заем директору компании признают замаскированными дивидендами и на них доначисляют налог, а бухгалтера привлекают к ответственности. Активно привлекают за дробление бизнеса с целью уменьшения налоговой нагрузки. Да, это не новые законы, но активнее применять их фискальные органы стали именно сейчас. Причем проверяют не только отчетность за прошлый год, но начиная с 2017-го. А бухгалтер часто оказывается между двух огней: с одной стороны жесткие проверки, с другой — директор, насмотревшийся тренингов по «оптимизации налогов» и мечтающий в кризис «оптимизировать» все, что можно и нельзя. Я все чаще слышу, что бухгалтеры боятся и стремятся уйти, пока «чего-нибудь не нашли».
Напомним, что в исследовании DF 23 % воронежских бизнесменов и управленцев риск налоговых проверок и доначислений назвали одним из главных в 2021 году. По данным управляющего партнера консалтинговой группы «АМИВА» Антона Палихова, перед новогодними праздниками воронежские компании в общей сумме получили доначисление налогов на миллиарды рублей. И даже в тех случаях, когда бухгалтер не понес наказания от проверяющих органов, его оштрафовал работодатель за понесенные потери.
«В среднем суммы доначислений на компанию составляют от 5 млн рублей, — рассказывает Палихов. — Малый бизнес пока не трогают, но если выездная проверка приезжает в среднюю или крупную компанию, то за что доначислить, скорее всего, найдут».
Но кроме уже действовавших, появились и новые виды ответственности, по которым бухгалтеров не привлекали ранее, — прежде всего субсидиарка. Так, управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Станислав Валежников приводит, пожалуй, одно из самых громких дел — главного бухгалтера московской компании «Спринклер» (установка систем пожаротушения) привлекли к субсидиарной ответственности на 97 млн рублей. В Воронеже, по словам юристов, пока таких дел немного. Но если брать практику по всей России, то их количество начало резко расти.
«Я специально изучала этот вопрос и набрала целую папку примеров привлечения бухгалтеров к субсидиарной ответственности», — говорит Светлана Бригадина.
Причина вторая. Не все бухгалтеры оказались готовы к глобальным изменениям в учете. И, как следствие, необходимости переучиваться.
С 1 января 2022 года вся отчетность должна сдаваться по новым Федеральным стандартам бухучета. Уже сейчас внесены изменения в отдельные виды отчетности — например, учет затрат.
«Меняется сама суть учета: активы теперь нужно оценивать по справедливой стоимости и тестировать на обесценение, дисконтировать обязательства и т. д., а, а это гораздо более вовлеченная работа бухгалтера, не занесение цифр по инструкции. И это требует колоссальной перестройки работы, — говорит Светлана Бригадина. — Бухгалтерам нужно переучиваться, сдавать сложные экзамены, которые проходят не все. Многие опытные бухгалтеры 50+ уже не готовы к этому. Им кажется, что проще доработать до пенсии в других сферах. К сожалению, у нас не Москва, где, чтобы устроиться на работу, нужно пройти десятки дополнительных курсов, и те же бухгалтеры на это замотивированы, они привыкли постоянно учиться и развиваться».
Вероятно, на неготовности повышать свою квалификацию сказывается то, что, по данным HeadHunter, конкурс на вакансию бухгалтера в регионе невысокий — в среднем на одно предложение о работе сегодня претендуют 4 соискателя.
Впрочем, Бригадина указывает и на другую сторону медали: не все работодатели понимают, что бухгалтеру действительно нужно обучаться новым стандартам, на это нужно выделить время, оплатить курсы.
Причина третья. На волне автоматизации все больше работодателей считают, что смогут обойтись без бухгалтера.
Помните обещание руководителя ФНС Даниила Егорова, что скоро налоговая посчитает все ваши налоги за вас, так как вся отчетность будет полностью автоматизирована? Пока это кажется планами далекого будущего, и отчетность сдают сами компании, но уже все больше в малом, а тем более в микробизнесе делают это через специальные сервисы, без участия бухгалтера.
«Уже в ближайшее время планируем отказаться от услуг бухгалтера, — рассказывает руководитель сети цветочных студий Lavanda Евгений Крапивенцев . — «Тинькофф» запустил сервис для самостоятельного ведения бухгалтерии. Так как мы пользуемся их банковскими услугами, то по сути, этот сервис будет для нас бесплатным. Я посмотрел личный кабинет: там есть все — от расчета налогов до формирования и отправки отчетности через интернет».
Как рассказывает руководитель компании «Первый Бит» Михаил Васильев, абонентская плата за комплексную программу для ведения бухгалтерии составляет 540 рублей в месяц (для сравнения: бухгалтер на аутсорсинге — от 2 до 5 тыс. рублей в месяц, штатный сотрудник — от 25 тыс. рублей).
Светлана Бригадина приводит примеры и ситуаций, когда за счет автоматизации не отказываются от бухгалтера полностью, но сокращают штат или нанимают неопытного специалиста:
«Например, было два бухгалтера, но руководитель купил программу и оставил одного — нагрузка же снизилась. Но в итоге оказывается, что бухгалтер, выполнявший только определенный набор операций, теперь вынужден один вести всю бухгалтерию. Да, он может вбить цифры в программу, но не понимает, что за ними стоит. Первый же сбой программы, внештатная ситуация, нестандартный запрос из налоговой — шеф в бешенстве, а бухгалтер не знает, что делать. В итоге он просто уходит».
Причина четвертая. Низкая квалификация бухгалтеров приводит к конфликтам с руководителем, а затем и к уходу из профессии.
«К нам пришел устраиваться бухгалтер, который вел курсы по бухгалтерии, — рассказывает Андрей Николаев. — Но в итоге у нас он смог только работать бухгалтером на первичке. Любая более сложная задача у него вызывала ступор. Представляю, чему он обучал других специалистов. Что делать, если по 115 — ФЗ заблокировали счет, многие бухгалтеры просто не знают. А когда недавно я пообщался с предпринимателями о том, пользовались ли они льготами во время пандемии, я просто пришел в ужас. Перенос налогов со 2-го квартала на 3-й, субсидии — мы со своими клиентами добивались всех этих льгот, и проблем ни у кого не возникло. От предпринимателей же с бухгалтерами в штате я слышал такие фразы: «А мой бухгалтер не знал, что можно сделать перенос», «А мой мне субсидию посоветовал не брать — сказал сложно». Впрочем, Светлана Бригадина в защиту бухгалтеров говорит о том, что сегодня во многих компаниях сфера ответственности бухгалтера очень размыта: часто руководитель ждет от него выполнения функций финансового директора или экономиста, что просто не входит в компетенции бухгалтера.
«Представьте себе педантичного сотрудника, который точно сводит приход, расход, остаток, никогда не отвлекается, с ним нельзя договориться скрыть недостачи или излишки. Если в вашей команде есть похожий человек, вы настоящий счастливчик. Но таких идеальных сотрудников на рынке труда очень мало. Поэтому у работодателя все чаще и появляется желание довериться не человеку, а программе. Например, умная онлайн-касса может выполнять рутинные обязанности штатного бухгалтера, но при этом сводит к нулю «человеческий» фактор. Она передает данные о проданных товарах и поступлениях в сервис по ведению бухучета, где автоматически формируется необходимая отчетность. Затем финансовая документация направляется в нужные ведомства. Времена больших штатов, на мой взгляд, остались в прошлом». - Андрей Перагов - директор МТС в Воронежской области.
К чему это приведет?
По мнению Натальи Кретовой, сейчас отток кадров из профессии только начался. И своего пика тенденция достигнет через 2-3 года. И тогда работодатели столкнутся с гораздо более сильным дефицитом бухгалтеров. Причем дефицит будет именно среди грамотных кадров — выпускники вузов и неопытные бухгалтеры будут всегда. Тенденция может привести к весьма неприятным последствиям для компаний.
«От моего клиента ушла опытный бухгалтер — она полностью ушла из профессии и предпочла уехать на заработки на север. Он взял молоденькую девочку на 25 тыс. рублей — и пожалуйста: не прошло и года, а у него возникли проблемы, — рассказывает руководитель адвокатского кабинета Белик Г. П. Галина Белик. — Бухгалтер делала проводки по заработной плате и не увидела, что сотрудник, принятый на работу в августе, в заявлении, которое он отдал ей, написал, что работает с июня. Кроме того, начисляя зарплату, в одном из месяцев она не указала, что это отпускные. В итоге сотрудник обратился в трудовую, требует выплатить ему компенсацию за отпуск, зарплату за июнь и июль, а кроме того, на компанию и ее директора могут наложить штраф в общей сложности до 300 тысяч рублей».
Антон Палихов считает, что проблемы из-за некачественной работы бухгалтера (или его полного отсутствия) могут носить для бизнеса если не фатальный, то близкий к этому характер:
«Наша компания занимается и юридическим консультированием, и бухгалтерией. И, ведя банкротные дела, иногда я удивляюсь, с какой мелочи все начиналось. Казалось бы, пустяковая ошибка бухгалтера, из-за которой счет заблокировали на 2-3 дня. В итоге компания не рассчиталась вовремя с поставщиками, те выкатили штраф, а в следующий раз потребовали предоплату. А если таких поставщиков несколько? У компании начинаются трудности с объемом оборотных средств. Как говорится, мелочь не имеет решающего значения, мелочь решает все».
Полный же отказ от бухгалтера и переход на автоматизацию также не решают проблему.
«Первая же проверка, у предпринимателя запрашивают документы в бумажном виде. А он их просто не вел — все делал через электронный сервис. Или любой вопрос, что значит вот эта цифра, посчитанная программой, — все, предприниматель начинает плыть. В итоге работа бизнеса минимум на несколько дней, которые длится разбор полетов, полностью парализуется», — моделирует ситуацию Николаев.
Можно ли на положение дел как-то повлиять? Очевидно, что часть факторов находится в компетенции даже не региональных, а федеральных органов. Могут ли что-то сделать сами работодатели? По мнению Светланы Бригадиной, сегодня как никогда необходимо вкладываться в обучение бухгалтеров:
«Та же автоматизация способна решить часть проблем, но для этого в штате нужен специалист, который и будет понимать, как работает программа, и разбираться в основах бухгалтерского учета. А часто это либо первое, либо второе».
Конечно, еще один выход — передача бухгалтерии на аутсорсинг. Но, во-первых, это решение возможно не для всех компаний, а во-вторых, где гарантия, если грамотных кадров все меньше, что и на аутсорсе с вами будет работать хороший специалист? Да, как правило, аутсорсинговая компания отвечает жестче, чем просто бухгалтер: это и ее репутация, и соответствующий пункт в договоре. Но очевидно, что уже и при подборе в штат таких компаний специалистов возникают сложности.
Похоже, рынок бухгалтеров на ближайшие несколько лет становится рынком соискателя. И работодателям придется на нем искать компромисс.
Источник: facto.ru