Всем известный факт: Моцарт умер 35 лет от роду, оставив жену с двумя маленькими детьми, скудными финансами и большими долгами. Описано и как утром 6 декабря в дом усопшего пришел барон Готфрид ван Свитен и уговорил убитую горем вдову пожить у знакомых. Он же взял на себя и организацию похорон.
И туг начинаются вопросы... Почему его похоронили уже на следующий день, хотя обычно гроб с телом стоял 48 часов открытым в церкви? Так было положено в те времена, чтобы исключить мнимую смерть — летаргический сон. Хоронили Моцарта по третьему, низшему разряду — благодетель ван Свитен денежки все же экономил. Тело гения перенесли в часовню собора Святого Стефана, где под звон колоколов состоялся краткий заупокойный обряд.
Затем на катафалке Моцарта отвезли в предместье Вены на кладбище Святого Марка, где закопали в могиле для простолюдинов. Без всякого надгробного знака. Как понять, что богач ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору хоть простенькое надгробие?! А чем вдруг так заболела Констанца Моцарт, что осталась дома? Ее не было на похоронах! За гробом шли, кроме «прижимистого» барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов... Причем до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот все разбрелись по домам. Что это было?!
По сей день главным подозреваемым у сторонников версии преднамеренного убийства остается Антонио Сальери. Самый успешный из итальянских композиторов при австро-венгерском дворе, он был богатым и влиятельным. А Моцарт сетовал в письмах отцу, что для императора существует только Сальери. То есть Моцарт ему не соперник, тогда зачем ему?!
Вдова не спешила на могилу
Констанца впервые посетила могилу мужа 17 лет спустя. Но не нашла ее — памятного знака-то не было, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Так зачем нужно было так бесследно похоронить гения? Может, чтобы скрыть следы преступления? Не зря, может, немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, утверждали, что его постоянно травили соединениями ртути. По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. Но кто это делал?
По сей день главным подозреваемым у сторонников версии меренного убийства остается Антонио Сальери. Самый успешный из итальянских композиторов при австровенгерском дворе, он был влиятельным и богатым. А Моцарт сетовал в письмах к отцу, что для императора «существует только Сальери». То есть Моцарт ему не соперник, тогда зачем ему?! Ну, зависть, возможно... Якобы перед смертью в бреду Сальери признал себя виновным в смерти Моцарта... К делу этого не пришьешь, что называется.
Нет мотива, нет убийства
По словам музыканта Игнаца Мо- шелеса, в апреле 1823 года Сальери лично говорил ему, что невиновен в смерти Моцарта. Да и исследователи жизни и творчества двух композиторов тоже твердят: никакого повода для зависти у итальянца к австрийцу быть не могло. Публика, очевидно, больше любила Сальери, он был очень востребованным автором, а вот Моцарта ценили только знатоки. В знаменитой музыкальной дуэли Моцарта и Сальери, что состоялась в 1786 году, как известно, победил итальянец. Так что богатый и успешный Сальери вовсе не имел поводов завидовать нищему, не вылезавшему из долгов Моцарту.
К тому же позже Сальери был учителем гениальных Бетховена, Шуберта, Листа, но ведь никого из них не отравил!
Пушкин, главный в нашей стране сторонник версии о виновности Сальери в смерти Моцарта, выбирая сюжет, едва ли имел под рукой что-то, кроме слухов. Современник Пушкина литератор Павел Катенин упрекал за это собрата по перу: «Есть ли верное доказательство, что Сальери из зависти отравил Моцарта? Позволительно ли так чернить перед потомством память художника?» Но, увы, у каждого, кто знаком с русской классической литературой, имя Сальери неизбежно ассоциируется со смертным грехом зависти.
Лучше поздно, чем никогда
В 1997 году в Милане в главном зале Дворца юстиции состоялся судебный процесс по делу о гибели Моцарта, на котором беднягу Сальери официально оправдали. Но тогда возникает вопрос: кто же виноват?
Ясно, что спустя почти 240 лет раскрыть преступление невозможно. Но порассуждать-то стоит... Описания последних дней композитора, его смерти и похорон весьма противоречивы.
И самый странный момент — роковые распоряжения, из-за которых навсегда осталось тайной, где именно упокоились его останки. Кто заказал похороны по третьему разряду и не дал указаний поставить крест? Мы возвращаемся к ван Свитену. Аристократ, бывший дипломат, заведующий Императорской библиотекой, великодушный покровитель одаренных музыкантов и их семей — он был страстным поклонником творчества Моцарта. Он многие годы помогал потом Констанце и ее детям... Так зачем ему травить кумира, а потом заметать следы преступления?!
А знаете, убийство могло быть непреднамеренным! История зот какая...
Отец барона Герард ван Свитен был придворным врачом императрицы Марии Терезии, он в то время активно внедрял метод лечения сифилиса соединениями ртути. А Моцарт часто бывал дома у своего покровителя. Допустим, что он по секрету пожаловался папеньке своего друга на недуг, а тот попробовал лечить его новым препаратом. Когда яд начал оказывать губительное воздействие на организм Моцарта, ван Свитен испугался. А когда композитор внезапно скснчался, он велел похоронить его в безымянной могиле. Но страдал ли Моцарт сифилисом? Исследователи говорят: нет!
Однако он мог пожаловаться знакомому именитому врачу на какую-то другую болезнь: соединениями ртути в те времена лечили многое, вплоть до обмороков и меланхолии! Известно, что за несколько месяцев до смерти, прогуливаясь с женой в парке, Моцарт вдруг заявил: «Возможно, мне дали яду».
Подозреваемые без доказательств
Ну а кто еще мог быть убийцей?
Поищем женщину. Его благоверная, к примеру, была дамой весьма легкомысленной, любила развлечения и часто ездила на курорт в Баден-Баден.
Ходили слухи о ее романе с учеником Моцарта. Так, может, он мешал их счастью? С другой стороны, о романах самого Моцарта тоже много сплетничали. Известно, что муж одной из его учениц исполосовал жене лицо и шею бритвой, приревновав ее к ветреному преподавателю. Может, такой же ревнивец покусился однажды и на жизнь соперника? Может. А еще можно подозревать масонов, которые публично винили Моцарта в разглашении тайн ордена и проклинали за профанацию своих идей в тексте оперы «Волшебная флейта». Чем дальше, тем туманнее...
Мы все помним, как напугал Моцарта тот безымянный человек в черном, что заказал ему «Реквием». Так кем он был? Он ли виновен в смерти гения? Наверное, мы никогда уже не узнаем правды. Но никогда и не перестанем ломать голову над этой загадкой. Ведь Моцартов у нас в истории не много. А коллизия «гений и злодейство» завораживает в любые времена.