Эрмитажная коллекция началась с 225 картин, приобретенных Екатериной II в 1764.
Несколько лет спустя, в 1772 она, при посредничестве Голицына, приобретает еще 400 предметов искусства из коллекции барона Кроза. Среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Рубенса , Ван Дейка, Ватто.
Эрмитажная коллекция пополняется каждый год. И к началу XX века, Россия, по праву, считается обладательницей одной из самых больших и значимых коллекций предметов искусства в мире.
Но 20-е годы XX века вносят свои коррективы.
Большевики, пришедшие к власти, не очень дорожат предметами искусства старины, полагая, видимо, что новому миру - новое искусство.
А деньги на индустриализацию им требовались, долги копились. И вот, мебель, вазы и картины должны были превратить в заводы, мосты и пароходы.
Решено было кое-что продать из запасников музеев. Причем первыми на очереди были музеи пригородов и филиалы Эрмитажа. И начиналось все почти невинно, с незначительных вещей. Но начало было уже положено.
Курировал продажу музейных ценностей Внешторг, а напрямую эти занималась организация "Антиквариат". "Распродажа" была тайной, разумеется.
И вот, Берлине уже проходит аукцион русского антиквариата. Того самого, что не только нашли в музеях, но и "национализировали". Многие русские эмигранты узнавали свои вещи на аукционах.
Интересны фамилии эмигрантов, которые признали в каталогах аукциона, принадлежащие им мебельные гарнитуры, серебряные канделябры, скульптуры и часы. Это был и князь Юсупов, княгиня Палей, Кочубей, Оболенский, граф Соллогуб.
Первый, берлинский аукцион прошел не без скандала. Несколько эмигрантов подали протест немецкому правительству и на их вещи был некоторое время наложен арест.
Тем не менее, аукцион прошел успешно. Кремль поставил задачу получить с продажи предметов искусства 30 миллионов. И начало обнадежило.
Однако, после этого аукциона антиквариат сильно упал в цене, рынок перенасытился им. Поэтому власти решили продавать что-то посерьезнее.
Выделения из Эрмитажа начались в феврале 1928 года. На 6 марта 1929 года из Эрмитажа уже было выдано 19 547 предметов.
Платежеспособные коллекционеры были тут как тут. И вот Кремль получает письмо нефтяника Галуста Саркиса Гюльбенкяна со списком из 18 шедевров первой величины, которые он готов купить.
Гюльбенкян ничего не знал о том, что имеется в запасниках советских музеев, на складах Комиссии госфондов, поэтому свой список составлял по каталогам, включив в него «Мадонну Альба» Рафаэля, «Мадонну» Корреджио, «Поклонение волхвов» Боттичелли, «Юдифь» Джорджоне, «Блудного сына», «Флору», «Афину Палладу», «Девушку с метелкой» и «Портрет старухи» Рембрандта, «Персея и Андромеду», «Портрет старухи» и два «Пейзажа» Рубенса, «Хозяйку и служанку» П. де Хоха, «Святого Луку и Мадонну» Ван дер Вейдена, «Благовещение» Ван Эйка, «Меццетен» и «Ля Бондеузе» Ватто, «Благовещение» Боутса.
Назвал сразу же Гюльбенкян и свою цену. За «Флору» Рембрандта он предложил 2, 5 миллиона, а за его же кисти «Портрет старухи» – 1, 5. За «Меццетен» Ватто и «Портрет старухи» Рубенса – по 1 миллиону. И еще полмиллиона – за «Благовещение» Боутса.
Юрий Жуков "Сталин: операция "Эрмитаж""
Соблазн был велик. Можно было не мелочиться с мебелью и вазами, а продажей всего нескольких картин выполнить план больше, чем на 20%.
Гюльбенкян становится первым покупателем шедевров Эрмитажа. Советская власть хотела не только получить деньги с этой продажи, но и возможность экспортировать нефть. Поэтому продажа картин Гюльбенкяну была еще и "подкупом". Всего за три сделки им был куплен 51 эрмитажный экспонат всего за 278 900 фунтов.
Среди шедевров «Благовещение» Дирка Боутса, «Портрет старика», «Портрет Титуса» и «Афина Паллада» Рембрандта, «Лютнист (Меццетен)» Ватто, «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса и статуя "Диана" Гудона. Торговался нефтяник и за "Возвращение блудного сына" Рембрандта, но не сошлись в цене. Гюльбенкян давал 2 миллиона, "наши" хотели - 3.
Нефтяник оказался довольно прижимистым и решено было искать более щедрого покупателя эрмитажных шедевров. Им стал Эндрю Меллон, американский банкир и крупный чиновник, готовый платить за картины любые деньги.
Мэллон купил «Благовещение» Яна Ван Эйка, "Портрет Изабеллы Брандт», «Портрет фламандской дамы» Ван Дейка, «Мадонна Альба» Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана и множество других картин. Взамен, невзирая на эмбарго, он разрешил нам ввозить в США спички и марганец. Кстати, его обвинили потом в неуплате налогов, и еще эти поставки из СССР... В общем, в качестве "извинения" ему пришлось построить на свои деньги галерею (Национальная галерея искусств в Вашингтоне) и передать все свои картины ей в дар.
Надо отметить, что всего продали 3 картины Яна Ван Эйка, больше в России его картин нет. Венера Тициана, проданная Мэллону была любимой картиной художника, он не продавал ее даже в самые тяжелые времена. А эрмитажное собрание Рембрандта было самым крупным в мире до "распродажи".
Из "плановых" 30 миллионов было выручено 25 (по другим источникам - менее 20). И это составило менее 1% средств, необходимых для индустриализации. Капля в море.
В ноябре 1933 года экспорт картин из Эрмитажа остановили. Всего было продано шесть тысяч тонн культурных ценностей.
Если Вам понравилась статья, поддержите меня лайком 💖 и подпиской ✅ на канал " Петербург и путешествия ". Пишу про свой город, про его историю и свои (а иногда и чужие 😜, т.к. я турагент) путешествия.
Съездили к Репину в Пенаты и узнали много удивительного о жизни художника. Показываю дом-музей
Самые красивые и вкусные десерты в Петербурге