Найти тему

Зачем правительство продавало картины из Эрмитажа?

Эрмитажная коллекция началась с 225 картин, приобретенных Екатериной II в 1764.

Несколько лет спустя, в 1772 она, при посредничестве Голицына, приобретает еще 400 предметов искусства из коллекции барона Кроза. Среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Рубенса , Ван Дейка, Ватто.

Эрмитажная коллекция пополняется каждый год. И к началу XX века, Россия, по праву, считается обладательницей одной из самых больших и значимых коллекций предметов искусства в мире.

Рафаэль, «Мадонна Альба» (за 1 166 400 долл. США продана Эндрю Меллону)
Рафаэль, «Мадонна Альба» (за 1 166 400 долл. США продана Эндрю Меллону)

Но 20-е годы XX века вносят свои коррективы.

Большевики, пришедшие к власти, не очень дорожат предметами искусства старины, полагая, видимо, что новому миру - новое искусство.

А деньги на индустриализацию им требовались, долги копились. И вот, мебель, вазы и картины должны были превратить в заводы, мосты и пароходы.

Перуджино. «Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной», продана Эндрю Меллону
Перуджино. «Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной», продана Эндрю Меллону

Решено было кое-что продать из запасников музеев. Причем первыми на очереди были музеи пригородов и филиалы Эрмитажа. И начиналось все почти невинно, с незначительных вещей. Но начало было уже положено.

Курировал продажу музейных ценностей Внешторг, а напрямую эти занималась организация "Антиквариат". "Распродажа" была тайной, разумеется.

Гудон. «Диана», продана за 20 тыс. фунтов Гюльбенкяну
Гудон. «Диана», продана за 20 тыс. фунтов Гюльбенкяну

И вот, Берлине уже проходит аукцион русского антиквариата. Того самого, что не только нашли в музеях, но и "национализировали". Многие русские эмигранты узнавали свои вещи на аукционах.

Интересны фамилии эмигрантов, которые признали в каталогах аукциона, принадлежащие им мебельные гарнитуры, серебряные канделябры, скульптуры и часы. Это был и князь Юсупов, княгиня Палей, Кочубей, Оболенский, граф Соллогуб.

Первый, берлинский аукцион прошел не без скандала. Несколько эмигрантов подали протест немецкому правительству и на их вещи был некоторое время наложен арест.

Рембрандт «Афина Паллада», продана Гюльбенкяну
Рембрандт «Афина Паллада», продана Гюльбенкяну

Тем не менее, аукцион прошел успешно. Кремль поставил задачу получить с продажи предметов искусства 30 миллионов. И начало обнадежило.

Однако, после этого аукциона антиквариат сильно упал в цене, рынок перенасытился им. Поэтому власти решили продавать что-то посерьезнее.

Выделения из Эрмитажа начались в феврале 1928 года. На 6 марта 1929 года из Эрмитажа уже было выдано 19 547 предметов.

Ван Дейк. «Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью», продана Меллону
Ван Дейк. «Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью», продана Меллону

Платежеспособные коллекционеры были тут как тут. И вот Кремль получает письмо нефтяника Галуста Саркиса Гюльбенкяна со списком из 18 шедевров первой величины, которые он готов купить.

Гюльбенкян ничего не знал о том, что имеется в запасниках советских музеев, на складах Комиссии госфондов, поэтому свой список составлял по каталогам, включив в него «Мадонну Альба» Рафаэля, «Мадонну» Корреджио, «Поклонение волхвов» Боттичелли, «Юдифь» Джорджоне, «Блудного сына», «Флору», «Афину Палладу», «Девушку с метелкой» и «Портрет старухи» Рембрандта, «Персея и Андромеду», «Портрет старухи» и два «Пейзажа» Рубенса, «Хозяйку и служанку» П. де Хоха, «Святого Луку и Мадонну» Ван дер Вейдена, «Благовещение» Ван Эйка, «Меццетен» и «Ля Бондеузе» Ватто, «Благовещение» Боутса.

Назвал сразу же Гюльбенкян и свою цену. За «Флору» Рембрандта он предложил 2, 5 миллиона, а за его же кисти «Портрет старухи» – 1, 5. За «Меццетен» Ватто и «Портрет старухи» Рубенса – по 1 миллиону. И еще полмиллиона – за «Благовещение» Боутса.
Юрий Жуков "Сталин: операция "Эрмитаж""

Соблазн был велик. Можно было не мелочиться с мебелью и вазами, а продажей всего нескольких картин выполнить план больше, чем на 20%.

Рубенс. «Портрет Елены Фоурмен», продана Гюльбенкяну
Рубенс. «Портрет Елены Фоурмен», продана Гюльбенкяну

Гюльбенкян становится первым покупателем шедевров Эрмитажа. Советская власть хотела не только получить деньги с этой продажи, но и возможность экспортировать нефть. Поэтому продажа картин Гюльбенкяну была еще и "подкупом". Всего за три сделки им был куплен 51 эрмитажный экспонат всего за 278 900 фунтов.

Среди шедевров «Благовещение» Дирка Боутса, «Портрет старика», «Портрет Титуса» и «Афина Паллада» Рембрандта, «Лютнист (Меццетен)» Ватто, «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса и статуя "Диана" Гудона. Торговался нефтяник и за "Возвращение блудного сына" Рембрандта, но не сошлись в цене. Гюльбенкян давал 2 миллиона, "наши" хотели - 3.

Ван Эйк. «Благовещение», продана Меллону за 502 899 долл. США
Ван Эйк. «Благовещение», продана Меллону за 502 899 долл. США

Нефтяник оказался довольно прижимистым и решено было искать более щедрого покупателя эрмитажных шедевров. Им стал Эндрю Меллон, американский банкир и крупный чиновник, готовый платить за картины любые деньги.

Мэллон купил «Благовещение» Яна Ван Эйка, "Портрет Изабеллы Брандт», «Портрет фламандской дамы» Ван Дейка, «Мадонна Альба» Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана и множество других картин. Взамен, невзирая на эмбарго, он разрешил нам ввозить в США спички и марганец. Кстати, его обвинили потом в неуплате налогов, и еще эти поставки из СССР... В общем, в качестве "извинения" ему пришлось построить на свои деньги галерею (Национальная галерея искусств в Вашингтоне) и передать все свои картины ей в дар.

Тициан, «Венера перед зеркалом» продана Меллону
Тициан, «Венера перед зеркалом» продана Меллону

Надо отметить, что всего продали 3 картины Яна Ван Эйка, больше в России его картин нет. Венера Тициана, проданная Мэллону была любимой картиной художника, он не продавал ее даже в самые тяжелые времена. А эрмитажное собрание Рембрандта было самым крупным в мире до "распродажи".

Источник - Википедия
Источник - Википедия

Из "плановых" 30 миллионов было выручено 25 (по другим источникам - менее 20). И это составило менее 1% средств, необходимых для индустриализации. Капля в море.

В ноябре 1933 года экспорт картин из Эрмитажа остановили. Всего было продано шесть тысяч тонн культурных ценностей.

Если Вам понравилась статья, поддержите меня лайком 💖 и подпиской на канал " Петербург и путешествия ". Пишу про свой город, про его историю и свои (а иногда и чужие 😜, т.к. я турагент) путешествия.

Съездили к Репину в Пенаты и узнали много удивительного о жизни художника. Показываю дом-музей

Самые красивые и вкусные десерты в Петербурге

ТЕСТ по Петербургу с небанальными вопросами