Отличительная черта пещер – абсолютная, полная, тотальная темнота. Между тем, фотография – это рисование светом. С одной стороны, тьма в пещере – это минус, но с другой стороны – плюс: вы можете с нуля создать ту картинку, которую хотите, освещая только то, что хотите показать.
!!! Вы читаете конспект лекции фотографа Ларисы Поздняковой. Лекция состоялась 04.03.2021 в Екатеринбурге в рамках «Курса базовой подготовки спелеологов» (проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов)
Основной набор техники для съемки в пещере – это свет, объективы, камера и штатив. Последний обязателен, ведь съемка в пещере подразумевает длинные выдержки, и ваши руки просто не смогут так долго без микродвижений удерживать фотоаппарат.
ФОТОАППАРАТ
Он может быть любым: цифровыми, зеркальными, с полной матрицей или кроп; в нашем с вами случае это не имеет особого значения. Да, качество техники играет огромную роль, но главное всегда – идея съемки и знание особенностей вашей техники.
ОБЪЕКТИВЫ
В пещере я (ред. Лариса Позднякова) использую два объектива. Один с широким углом (17-28 мм) для съемки пространств и второй 70-200 мм – для портретов и людей. Для определённых сюжетов бывают хороши сверхширокоугольные объективы – «фишай» (рыбий глаз). Они очень сильно тянут картинку по углам, поэтому размещайте человека или предмет по центру, иначе не избежать искажений. С другой стороны, сильное растяжение можно использовать как художественный прием – длинные ноги, например. Это же справедливо и для широкоугольных объективов.
СВЕТ
«Свет прославляет все. Он преобразует и облагораживает самые обыденные и простые предметы. Объект – ничто, свет – все» Леонард Миссоун
Виды света, который используется фотографами в пещере: импульсный, магниевые лампочки и постоянный свет. Разные виды света выгоднее использовать для съемки определенных сюжетов.
Важно обращать внимание на цветовую температуру источников света, которая выражается в их оттенке – синем (фиолетовом), желтом или белом. Желательно, чтобы все источники света были одной цветовой температуры. Впрочем, разницу цветовых температур можно использовать и как художественный прием. Более того, иногда фотографы используют источники света с цветовыми фильтрами для раскрашивания пространства при съемке.
СХЕМА СВЕТА ДЛЯ СЪЕМКИ В ПЕЩЕРЕ
Нет единого рецепта – каждый раз схема выбирается индивидуально. Существуют три основных вида света: заполняющий, рисующий и контровой. Избегайте прямого фронтального освещения, он делает картинку плоской и скучной. Источники света обычно распределяют по людям-помощникам (3-4 человека), с ними легче и быстрее получить нужное изображение в кадре, чем с расставленными по периметру источниками света на штативах или других приспособлениях.
Заполняющий свет дает общее освещение пространства и снижает контраст. Его можно получить из фонарика, надев на него рассеиватель, в качестве которого можно использовать обычный полиэтиленовый пакетик.
Рисующий свет выхватывает то, что нужно запечатлеть в том виде, который представляется вам оптимальным. Для таких целей хороша световая кисть. Она дает узкий световой пучок. В некоторых моделях можно менять мощность и фокус этого пучка. Световую кисть можно сделать самому из обычного фонарика и цилиндрической приставки к нему, инструкции есть в интернете.
Контровой свет дает объем и отделяет предмет или человека от фона. Можно светить как на предмет, так и на стену (фон) за предметом.
Подсветка воды. Вода в пещере не будет видна, если вы ее никак не подсветите. Один из вариантов – опустить фонарик в воду.
Транспортировка оборудования для фотосъемки
В пещере я использую транспортник, внутрь которого устанавливается герметичная и ударопрочная пластиковая бочка. Оборудование внутри бочки размещается плотно и прокладывается любым амортизирующим материалом. Это позволяют защитить оборудование от воды и физических повреждений.
Вы познакомились с конспектом лекции фотографа Ларисы Поздняковой. Лекция состоялась 04.03.2021 в Екатеринбурге в рамках «Курса базовой подготовки спелеологов» (проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов). Продолжение ЗДЕСЬ
Если статья была для вас полезна и интересна, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вторая часть лекции, посвященная настройкам фотоаппарата и жанрам подземной съемки, находится ЗДЕСЬ.