“Хромая судьба”, А и Б Стругацкие
Немного об авторах можно прочесть здесь .
Сюжет. Странно, но сюжета, как такового в книге нет. Или, не так. Довольно преуспевающий писатель мается самокопанием. Ему уже достаточно много лет, он уже нажили себе проблемы с сердцем, нажил себе литературную известность не только на родине, но и за рубежом. Но, вот чего-то ему не хватает, не чувствует он, что реализовался в литературном плане. Да и в качестве просто ответственного работника он тоже не реализовался. Сколько раз его уже просили помочь науке и отнести какую-нибудь свою рукопись в некий НИИ на ул. Банной, а всё что-то не досуг, всё какие-то более важные дела... Но вот, собрался и пошёл, а тут: то сосед снизу решил отравиться (судя по всему, не специально) и теперь просит сбегать куда-то к черту на рога за какой-то микстурой (очень подозрительной); то какой-то горбун, смахивающий на бомжа и падшего ангела одновременно, выменивает на пятерку ноты (от которых у знакомого композитора волосы встают дыбом во всех местах). В общем обстоятельства всячески мешают проявить тщание и отнести таки рукопись на Банную. Но! Есть у писателя отдушина - Синяя Папка - в которой лежит незаконченная рукопись произведения всей жизни, произведения выстраданного, сокровенного, такого, которое и показать страшно - а вдруг обидят! - и не публиковать жалко, потому что это книга всей жизни.
Повествование ведется попеременно: несколько глав про нашего писателя, несколько глав из его Синей Папки (в которой, к слову сказать, “Гадкие лебеди” ). Такой приём: два произведения в одном, не нов и всегда оказывается выигрышным, поскольку нужно обладать неимоверной бездарностью, чтобы хоть одно произведение не оказалось хорошим. А поскольку мы имеем дело со Стругацкими, то в одном романе получили сразу два хороших произведения! Про “Гадких лебедей” ничего писать не буду, потому что уже написал обзор на эту книгу (см. ссылку выше), хотя за прошедшее время у меня несколько поменялся взгляд на изложенное в ней и, соответственно, оценка. Что касается непосредственно “Хромой судьбы”, то здесь довольно ясно и недвусмысленно описаны проблемы человека-творца. Всё, что возможно, все варианты (в данном случае) писателя показаны. Не в одном человеке, в нескольких персонажах, но показаны. И показано насколько необходимо быть смелым, если ты действительно творец. Ведь то, что ты сделал отнюдь не обязательно увидит много людей, отнюдь не обязательно те, кто увидят поймут, что ты хотел этим сказать, и уж вовсе необязательно проникнутся ТВОИМ ощущением, ТВОИМ пониманием этого произведения и ТВОЕЙ гордостью за него. И теперь представьте, какую смелость надо иметь, чтобы вывернуть на всеобщее обозрение своё нутро, свою душу, заранее зная, что найдутся те, кто плюнет туда, вытрет свои ботинки и затушит окурок. А необходимо это для тех, кто схватит трясущимися от нетерпения руками, впитает всё и будет благодарен за то, что имеет возможность прикоснуться к прекрасному. И, вполне возможно, у него в душе твоё произведение найдет такой отзыв, что и он сделает что-то не менее, а может и более прекрасное.
Но не могли же Стругацикие просто вставить один свой роман внутрь другого, должен же быть какой-то умысел. Я углядел следующий. В обоих произведениях автор мается, не зная, что же выбрать, но в конце концов принимает решение. А в Синей Папке есть ещё персонажи, которые приносят себя в жертву ради лучшего. Вот и подумалось мне, что писатель из “Хромой судьбы” таже (ну, почти) жертвует собой вынося своё лучшее произведения на суд людей.
Будьте смелее, даря прекрасное! Читайте хорошие книги!