Поскольку умные алгоритмы Яндекса и Google подкидывают мне оттаргетированную специально для меня рекламу, на просторах рекламной сети Яндекса я увидела такое объявление:
"УЗВ для разведения своей рыбы! Готовая рыбоводная ферма УЗВ от производителя! От 689 000 рублей! Заходите!" Сопровождается этот текст оптимистичной картинкой, где фермер держит в руках ВОООТ такого вот осетра, выращенного, вероятно, на той самой ферме.
И это замечательно, и мы видели такие фермы - где при достаточных денежных вливаниях рыба отлично растёт. Например, недалеко от Екатеринбурга есть ферма, где после постройки цеха прикупили личинку, через 18 месяцев получили товарную стерлядь. Ключевая фраза здесь - при достаточных денежных вливаниях. Потому что помимо расходов на постройку цеха, вам эти полтора года нужно покупать корма, оплачивать электро и нести другие операционные расходы, кормить свою семью и семьи наёмных работников.
А рыба еще не выросла, вообще-то. И продажа рыбы тоже сопровождается расходами, как минимум, рекламными и транспортными, но это уже мелочи, конечно. Однако и фермеры, и предприятия покрупнее навроде Кармановского рыбхоза задаются вопросом сбыта продукции. Рыба — одна из самых перспективных, но одновременно одна из самых проблемных товарных категорий в ритейле. В сетевые магазины не зайти - отпускная цена УЗВ-шной рыбы космос, Магниты и прочие пятёрочки на это не пойдут, а Перекресткам нужен постоянный не заканчивающийся большой объём поставок, которые фермеры обеспечить не могут. Некоторые чуть более крупные игроки открывают свои брендированные магазины - что тоже так себе идея, когда берёшь в руки калькулятор и начинаешь считать.
Когда производишь мало - продать нужно дорого. И начинается - рынки, магазинчики "у Ашота", ярмарки, обзвон знакомых, баз отдыха, ресторанов, завести инста-аккаунт и группу в ВК, где-то набирать клиентскую базу, организовывать платную рыбалку (бггг, прям как мы). Словом, хлопотное это дело.
Типичное УЗВ это всегда маленький объем, ведь для производства большого количества товарной рыбы нужны огромные цеха. Это очень дорого. Даже нам цех в Травниках обошелся в 230 млн., а мы профессионалы, которые умеют делать, считать и экономить, и он способен давать 200 тыс. тонн, что по большому счёту тоже "тьфу" для Свердловской области.
Что касается УЗВ за 689 000 рублей, с которого мы начали этот текст, то если провести аналогию, это будет такая клумба около дома, где вы будете выращивать морковку, а потом, когда она вырастет, выходить за ворота и продавать её прохожим задорого - ведь она такая экологически чистая и полезная, а ее оранжевый цвет не идет ни в какое сравнение с оранжевым цветом выращенных на каких-то там пошлых колхозных морковочных полях, а вот в этой инновационной клумбе у моего дома. Я поливала её по часам, и удабривала полезным навозом единорога.
Словом, построить такой цех можно, и можно даже в нём вырастить рыбу в некотором количестве, но вы проиграете в конкурентной борьбе не только колохозному полю, но и бабке, которая растила свою морковку не в клумбе, а на трёх грядках.