Найти тему

Глобализация и "ойкуменизация"

Глобализация сегодня - настолько важное понятие, что фактически каждый понимает по-своему.

Прежде всего, глобализация далеко не нова: само расселение Человечества по планете было глобальным процессом, связавшим все континенты.

Распространение базовых технологий тоже было глобальным процессом.

Если ограничить глобализацию взаимодействием развитых социумов, доросших до государственной стадии развития, то еще в древнем мире межгосударственные и, по сути, межцивилизационные взаимодействия играли настолько существенную роль, что представления о локальном характере древних цивилизаций являются грубым упрощением истории.

Так. Египетские царства интенсивно взаимодействовали с государствами Междуречья (войны также являются взаимодействием, и порой весьма интенсивным) – и эти взаимодействия имеют прямое документальное подтверждение в форме глинописных табличек из случайно найденных государственных архивов той эпохи!

Правда, тут корректнее говорить не о глобализации, а, скореее, об «ойкуменизации» Древнего мира, так как из мирового процесса выпадал новый свет и отдаленные окраины Старого Света.

Однако «ойкуменизация», пережив взлет в эпоху эллинизма и Римской Империи, была действительно тотальным процессом, так что вполне корректно говорить о исторически длительном существовании в ту эпоху почти глобальной ( вернее, «ойкуменической») социальной среды.

Характерно, и мы писали об этом в своих работах, что тысячелетнее существование «Большой Ойкумены» так и не привело к созданию усредненной «глобальной» культуры, унифицированного языка, единой «общечеловеческой» идентичности, стиранию этнических и, шире, культурных различий – всего, что обещали и обещают нам архитекторы «ультраглобализма».

Это, означает, что никогда – ни тогда, ни сейчас, ни экономика, ни коммуникации не определяли идентичность и субъектность социальных групп и социумов.

Собственно, сохранение и даже усиление культурной и групповой идентичности и субъектности в глобальной среде мы наблюдаем и сейчас, вопреки всем прогнозам архитекторов глобализма.

Вопрос следующий – глобализация – это состояние или процесс?

В конце прошлого столетия ведущие западные политологи были уверены, что глобализация – это именно конечное предельное состояние мировой цивилизации, завершающий этап исторического развития, равновесное и гомогенное состояние мировой системы – «Конец Истории» Френсиса Фукуямы или вневременная «Империя» Негрии и Хардта, состояшая из элитарного географического ядра и нескольких кругов вечно зависимой и деградирующей мировой периферии.

Однако факты последних лет и даже месяцев прямо доказывают, что конец истории не состоялся точно так же, как на состоялось глобальное потепление.

Раскрытие карт «Давосскими мудрецами» прямо показывает, что «конец истории» - не столько объективный процесс, сколько глобальный политический проект по достаточно насильственному переделу мировых ресурсов, организованный одной из фракций мировой финансовой элиты.

Поэтому, с точки зрения науки, более продуктивно рассматривать глобализацию не как конечное состояние, а как процесс - процесс усиления глобального взаимодействия отдельных социумов, государств и иных субъектов мирового развития.

Если рассматривать глобализацию как процесс углубления взаимодействий, преодолевающий региональную и политическую изоляцию мировых акторов, то можно видеть историческую цикличность этих процессов.

Так, на смену «Ойкуменизации» императорского Рима, затянувшего в орбиту Империи варварскую периферию Европы и Азии, пришло Средневековье, ведущей тенденцией которого была политическая и экономическая регионализация мирового социального пространства. Ведущими процессами были изоляция и дробление пространства на феодальные и религиозные анклавы.

Положившая предел Средним векам эпоха Великих географических открытий вернула процессу глобализации одну из ведущих ролей в мировом развитии. В мировой процесс были интегрированы ранее изолированные пространства и социумы Нового Света, Азии и Африки.

Можно сказать, что глобализация стала одной из ведущих тенденций, но еще не стала ее сущностью.

Базой, основой современной глобализации стала эпоха индустриализма, в ходе которой были созданы глобальные транспортные и информационные инфраструктурные сети - железнодорожные, морские, телеграфные, изменившие весь образ жизни лидирующих стран.

Однако большая часть мирового населения оставалась вне индустриального проекта.

Необходимым условиями завершения глобализации оставалась урбанизация, завершающая выход большинства населения за пространство деревенской общины, а также выход мировой торговли на качественно новый уровень.

Эти условия создания подлинно глобальной мир-системы созрели только к концу XX века.

А. Л. Сафонов, докт. философ. наук, канд. техн. наук, доц., проф. МГОУ,

А. Д. Орлов, канд. техн. наук.

Продолжение следует.

Вы можете ознакомиться с другими нашими трудами:

" Новая социальная теория и принципы ее построения (глобализация и основные механизмы развития общества) " и " Этнос и глобализация (этнокультурные механизмы развития современных наций) ".