Мы все хорошо знаем, что именно "Нива" открыла миру новый класс автомобилей- кроссоверов , но мало кто знает откуда взялся главный секрет "Нивы":его невероятная проходимость.
В 1970 году, на встрече с работниками ВАЗа, А.Н. Косыгин сделал замечание: для горожан,которые сделали комфортабельный автомобиль, нужно и для сельчан сделать такой же комфортабельный автомобиль повышенной проходимости . Слова Председателя Совета Министров СССР -это приказ для всего автопрома страны. Так началась работа над "Нивой".
Сначала рассматривали простой и быстрый вариант: поставить отключаемый передний мост на серийный ВАЗ 2101 , как это уже делали на легковых автомобилях ГАЗ
Изучив все достоинства и недостатки такой конструкции решили от него отказаться и сделать полностью новый автомобиль. Вот тут и вспомнили про исследования конструкторов МАЗа.
В начале 1950 годов конструкторское бюро МАЗа получило задание: найти причину внезапных поломок трансмиссии заведомо исправных полноприводных грузовиков. В то время конструкции полноприводных автомобилей делались по одной из трех схем: с постоянным приводом на все мосты, с отключаемым передним мостом, с отключаемым задним мостом. На каждой оси, за счет дифференциала, одно колесо всегда было ведущим, т.е. сколько осей у автомобиля - столько и ведущих колес.
Конструктор Анатолий Лефаров пришел к выводу, что причина поломок полноприводных автомобилей в возникновении критических нагрузок на ведущие колеса. Для устранения этого эффекта он предложил использовать межосевой дифференциал.
Проведенные испытания показали увеличение проходимости, уменьшение расхода топлива и увеличение ресурса деталей. В 1953 году МАЗ получил заказ на создание полноприводных лесовозов, способных перевозить лес массой до 15 тонн и длиной до 30 метров. Тягач конструкторы сделали с шасси по схеме Лефарова, с межосевым дифференциалом.
Для всех казалось чудом, что грузовик с двигателем 120 лошадиных сил спокойно тащит полуприцеп весом 15 тонн по разбитым лесным дорогам!
По результатам испытаний машина получила отличную оценку и с 1955 года началось серийное производство под маркой МАЗ-501.
Вот теперь и сравните ходовую часть МАЗ 501 и Нива ВАЗ 2121 :
Именно схему Анатолия Лефарова применили конструкторы ВАЗа в новом автомобиле ВАЗ 2121 "Нива", заложив основу фантастической проходимости.
Серийное производство автомобиля "Нива" началось в 1977 году. Бешеный экспортный спрос заставил сначала удвоить, а за тем и утроить выпуск "ВАЗ 2121" доведя план до 70000 автомобилей в год. Даже при том, что 80% автомобилей уходило на экспорт, в ФРГ образовалась очередь желающих купить на много месяцев вперед.
Экспортный рекорд ВАЗ 2121 "Нива" больше никакой модели не удалось повторить.
1986 году японцы подарили ведущему конструктору "НИВА" ВАЗ -2121 Петру Михайловичу Прусову рекламный проспект модели Suzuki Vitara с дарственной надписью «Крестному отцу этого автомобиля»
АвтоВАЗ предпринял несколько попыток переключить спрос на новые модели, но у традиционной "НИВЫ" все так же сохраняется спрос, несмотря на обилие на рынке новых моделей кроссоверов.