Найти тему
Кино - игнат

Гид по кинофантастике. Часть 7: 9 блокбастеров.

Оглавление

Сначала вот вам ссылки на остальные статьи.

Первая.

Вторая.

Третья.

Четвертая.

Пятая.

Шестая.

«Люди в черном». Эта картинка есть на «КиноПоиске»
«Люди в черном». Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Вообще, слово «блокбастер» обозначает нечто коммерчески успешное. Оно даже не обязательно должно быть фильмом. Может быть и книгой, и спектаклем. Не говоря уже об отсутствии необходимости наличия бабахающих спецэффектов. Но у нас это слово прижилось как обозначение именно ядреного экшена и именно в кино. При этом фильм все еще должен иметь хорошие кассовые сборы, иначе не блокбастер.

«Люди Икс: Первый класс». Эта картинка есть на «КиноПоиске»
«Люди Икс: Первый класс». Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Не запутались? Я вот начал. Вообще, это слово довольно быстро меняет свое значение с течением времени. А возникло оно во время Второй мировой войны и изначально вообще обозначало бомбу массой под две тонны, после падения которой недосчитывались примерно квартала.

«Армагеддон». Эта картинка есть на «КиноПоиске»
«Армагеддон». Эта картинка есть на «КиноПоиске»

В общем, так. Говорить мы будем о тех блокбастерах, которые зрелище, динамика, отсутствие сна в течение пары часов и так далее. Собранная касса вроде как имеет значение. Но для провального кино у нас всегда есть раздел в самом конце.

1. «Темный рыцарь» (2008)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Ну да, миллиард сборов. И Кристофер Нолан, который еще даже близко не начал сбоить «Дюнкерком». В «Темном рыцаре» он задал новый, реалистичный тон повествования в кинокомиксах. Появилась довольно серьезная драма. А спецэффекты перестали быть ведущим элементом. Но когда дело доходило до них...

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

На них картинка не сильно концентрируется. Время не замедляется. Камера не делает полтора оборота вокруг какого-нибудь сочного взрыва. Самые эффектные моменты зачастую показаны с некоторой дистанции, и таким образом создается ощущение, что смотришь не многотонную графику, а нечто само собой разумеющееся. Реализм же, ну.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

И Джокер, конечно. Про него говорят чаще всего. Потому что еще как стоит говорить. То, что сделал Хит Леджер, уверен, теперь преподают в кинематографических учебных заведениях. А то, что эта роль стала его лебединой песней, только добавила огонька в обсуждения.

2. «Люди Икс: Первый класс» (2011) и «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014)

«Люди Икс: Первый класс». Эта картинка есть на «КиноПоиске»
«Люди Икс: Первый класс». Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Еще один удачный пример того, как добавление реализма в историю здорово освежает протухшую серию. Ко второму фильму из заголовка это относится уже в меньшей степени — режиссер Брайан Сингер, вернувшийся к работе над серией после долгого отсутствия и заменивший Мэттью Вона, снявшего удачный первый, снова повел историю в сторону сказочки. Правда, сказочка снова стала непригодной только к третьей части, а вторая смотрится все еще здорово — прежние щи вылили не до конца, а они были очень съедобными.

«Люди Икс: Дни минувшего будущего». Эта картинка есть на «КиноПоиске»
«Люди Икс: Дни минувшего будущего». Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Так вот. Первое слово которое напрашивается в качестве ассоциации, когда видишь, что сделал Мэтью Вон в первой части и что Брайан Сингер не испортил во второй — это аккуратность. Оно приходит в голову, когда видишь, каким стал сюжет, как актерский состав разбавили, например, Джеймсом Макэвоем и Майклом Фассбендером, как это сказалось на динамике. Ну, это если вы хоть чуть-чуть интересуетесь кино и пускаетесь в анализ произведений после просмотра. Если же нет, тогда правильное слово — это интересный.

3. «Армагеддон» (1998)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

К Земле летит астероид. Лучшее, до чего додумались администрация президента и Пентагон — это найти лучшую в стране команду буровиков-нефтяников, посадить их в «Шаттлы», пролететь внутрь астероида сзади, пробурить с километр, оставить там бомбу, улететь и нажать кнопочку.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

И это, я считаю, лучший фильм-катастрофа, который когда-либо успели сделать. Он очень забавный и невероятно зрелищный. Всё, что нужно — это отключить голову. И всё. Именно в этом случае дикое количество сюжетной бредятины проскочит незаметно, и останется только наслаждаться клевой картинкой и прикалывающимися персонажами.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Ни один другой фильм о неотвратимом всемирном кабуме не дает такого же эффекта. Налегают на пафос, растягивают сюжет до скуки смертной, не держат нужную динамику или вообще подают всего пару сцен эпичных разрушений на два часа. В общем, спотыкаются где угодно. Здесь ни одной подобной ошибки не допустили.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Ясное дело, фильм противопоказан тем, у кого глаза режет от нарушения в кино законов физики или от собирательных образов русских, пьяных и со страшным американским акцентом. Если же нет и вы просто повеселиться пришли, заходите.

Да, о фантастике. Если убрать две сотни технических ошибок (или сколько там насчитали в NASA), то она и получится. Астероид же. В Землю летит. Вы хоть раз видели, как в Землю летит астероид? В реальности, разумеется.

4. «Хранители» (2009)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

И снова потуги на реализм в комиксах. В этот раз удачно смешали с большой политикой. Супергерои влезли в первую высадку человека на Луну, войну во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, формирование культуры хиппи. Так влезли, что большинство из этого либо не произошло, либо лопнуло на старте. Фильм начинается с роскошной нарезки этих событий.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

А сама история происходит уже после всего этого и показывает супергероев, большинство из которых являются просто очень хорошо подготовленными физически людьми, не лишенными слабостей. И даже среди них находятся те, кто готов пожертвовать многими тысячами жизней ради сомнительных целей. Что-то подобное, только в еще более жесткой форме позже показали в сериале «Пацаны».

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

В общем, вы получите неплохое представление о том, насколько могут замараться руки тех, кто ушел в политику, и насколько страшные решения эти люди могут принимать.

5. «Робокоп» (1987)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Один из лучших боевиков восьмидесятых. Раз уж разговор у нас складывается на тему смешивания, то давайте смотреть, что смешали здесь.

Идею могущественных корпораций, которую донесли от «Бегущего по лезвию». Грязный и неприветливый Детройт, промышленный город. Сводки новостей, подкрашивающих неприглядную ситуацию с обществом, наукой и преступностью. Полиция, которая еще немножечко — и уедет в «Безумного Макса». Кровища (Пол Верховен же). И почти целиком роботизированный полицейский, который сам не осознает, какая с ним приключилась драма, и просто выходит служить закону. Зато его драму прекрасно осознаем мы.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Он идет и, несмотря на некоторые ограничения в своей программе, очень эффектно и эффективно оправдывает свою жертву. И не то чтобы очень медленно подбирается к тем, кто за эту жертву должен ответить. А мы ждем.

6. «Трансформеры» (2007)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Именно в этом фильме впервые смогли впечатляюще и убедительно показать состоящих из тысяч подвижных деталей огромных роботов, в произвольном порядке вырывающих эти детали друг из друга. Это только потом подтянулись Marvel и прочие товарищи.

И только потом пошли валом сиквелы, из которых каждый последующий был хуже предыдущего.
Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Начиная со второго фильма всё больше стали забывать о том, ради чего мы шли в кино. О роботах, конечно. Именно на них мы шли смотреть. Как они ломают инфраструктуру и друг друга. Как Оптимус раз увернется, два увернется, открутит руку одному противнику, второму, потом голову открутит...

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Стало слишком много людей и невнятных нагромождений сюжета, каких-то неубедительных соображений национальной и мировой безопасности, из-за которой роботов, защищавших нашу планету, выгоняют в космос; странных диалогов, которыми едва-едва скрепляют рассыпающиеся мотивации персонажей; юмора сомнительного качества и бессмысленной беготни туда-сюда.

А еще камера трясется, как на скотч прибитая.
Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Первая часть ничем подобным не страдает. В ней всё подано в правильных пропорциях. Раз уж мы снова говорим о смешивании. Хоть фильм и идет два с половиной часа, он не кажется затянутым. Сюжет ничем лишним не заморочен и просто служит каркасом, по которому скачут дерущиеся и трансформирующиеся роботы. Шутят легко и забавно. А главное — роботы дерутся и трансформируются. И это удается разглядеть.

7. «Люди в черном» (1997)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Если бы Кристофер Нолан снимал менее серьезные фильмы, я бы начал подозревать, что именно отсюда он стащил мысль, что костюм должен сидеть, чтобы кино удалось.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Под вывеской «Департамент мостов и тоннелей» засели очень серьезные люди, контролирующие деятельность инопланетян на Земле. Кроме стандартной таможни для вновь прибывших у них есть специальный отдел, служащие которого наряжаются в черную «двоечку» с обязательным галстуком, хорошо подготовлены к детективной деятельности и межпланетному бою в земных условиях, снабжены ультратехнологичным оборудованием и убийственно серьезны.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Кроме героя Уилла Смита, который крайне эффективно совмещает агентскую службу с метанием острот во всех, кто поблизости.

В общем, прекрасное кино. Классный юмор, актеры, сюжет и месиво. И костюмы сидят. Особенно, у Уилла Смита.

8. «Эквилибриум» (2002)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Тоталитарное будущее. Вне закона объявлено искусство, культура — вообще всё, что от правого полушария мозга. И эмоции тоже. Просто запретить — это задачка, поэтому часть заводов оборудована под производство таблеток, обращающих людей в крайне рационально мыслящих «кирпичей», которых ничто не трогает следующие несколько часов.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Поэтому утром, днем и вечером после еды. А за тем, чтобы не забывали принимать, следят специальные отряды. Однажды боец этого отряда, самый смурной и крутой, сам немножко не принимает лекарство. И мир сразу радугой. А потом он еще раз немножко не принимает.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Сюжетно ничего особенного. Почти линейный сюжет с парочкой любопытных поворотов. Кино держится на дизайне мира будущего, в котором все одинаково одинаковые, и, особенно, на очень красивой рукопашке, основанной на как бы умении бойцов-карателей в уме рассчитывать траектории полета пуль противников, занимать самые непростреливаемые позиции и ручками отводить от себя чужие стволы. Правды в этом — ноль, но выглядит очень эффектно.

9. «Хищник» (1987)

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Уже классика. История о том, что может произойти, когда кровожадный инопланетный проглот спускается в обычные земные джунгли поохотиться, но в тех же местах случайно разгуливает Арнольд Шварценеггер.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Нет, шутки шутками, но фактура у Арнольда невероятно мощная. Про нее и кино снимать, и шутить. Он и сам шутит будь здоров. Выбил дверь, пристрелил двоих и так выразительно: «Тук-тук!». А на месте Хищника мог быть кто угодно, но оказался Хищник, поэтому ко всему прочему этот шикарный боевик оказался фантастическим.

Что-то вроде вне конкурса

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Здесь у нас «Небесный капитан и мир будущего», замечательное кино, которое не окупилось и которое быстро стали забывать.

Оно вышло в 2004 году и стало первым, почти целиком снятым на синем заднике, на который позже натянули живых актеров. И тут фантазия у режиссера, сценариста и художника разгулялась.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Это ни на что не похожая стилизация под комиксы тридцатых годов. Герой-пилот, рассекающий на самолете между небоскребами Нью-Йорка и творящий много чего еще. Его подруга, обязательно платиновая блондинка с ярко накрашенными губами. Зловещий профессор, похищающий людей и насылающий на мир бедствия (для начала — огромных роботов на Нью-Йорк). Летающая крепость. Экзотический остров, который... И так далее, в общем.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Сейчас картинку на синий фон можно натянуть какую угодно. Или вообще снять «Аватар», где от живых актеров останутся только некоторые черты лица. Но чтобы сделать настолько стильное и красивое кино, надо не только уметь монтировать задник.

Эта картинка есть на «КиноПоиске»
Эта картинка есть на «КиноПоиске»

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если текст оказался интересным. Есть что добавить или поправить — пишите в комментариях. Много нового мы узнаем и оттуда.

-34